Ксения Юдаева: Влиять на экономику с помощью монетарной политики можно только при условии низкой инфляции

1На прошлой неделе со студентами МГИМО встретилась Ксения Валентиновна Юдаева, первый заместитель председателя Банка России. Встреча была организована Бизнес-клубом МГИМО при поддержке Фонда развития МГИМО в рамках цикла лекций, посвященных государственным органам макроэкономического регулирования.
 
Ксения Валентиновна Юдаева – один из ярчайших экономистов современной России. Имеет степень доктора философии (Ph.D.) в области экономики, полученную в Массачусеттском технологическом институте. До перехода в ЦБ возглавляла Экспертное управление Президента РФ, исполняла обязанности шерпа во время организации саммита Группы двадцати в Санкт-Петербурге. Ранее – являлась главным экономистом Сбербанка и руководила Центром макроэкономических исследований Сбербанка.
Выступление К.В. Юдаевой было посвящено общим принципам функционирования Центрального банка России, текущим задачам, стоящим перед ведомством, и новой политике, проводимой Банком России.
 
Инфляционное таргетирование
Ксения Валентиновна рассказала про эволюцию мировой валютной системы: от золотых денег до современных фидуциарных. Она отметила, что с момента крушения Бреттон-Вудской системы в 1973 году фактически не существует глобально организованного и четко определенного механизма, как это было раньше. Страны могут проводить разную политику: фиксировать курсы валют к резервным валютам (доллар, евро), не фиксировать курс (как минимум, официально), но объявлять о других показателях, которые фиксируются. Например, в 1970-х гг. многие страны экспериментировали с таргетированием объема денежной массы. Соответствующие целевые показатели публиковались Центральными банками. В качестве альтернативного способы ЦБ управляли процентными ставками.

На сегодняшний день основная политика, проводимая в большинстве стран мира, включая Россию с прошлого года, заключается в таргетировании инфляции. Стран, где таргетируется темп роста денежной массы, практически не осталось. Это оказалось сложно с операционной точки зрения: проще управлять процентными ставками, чем управлять темпом роста денежной массы. Таким образом, большинство стран мира управляют процентными ставками, обеспечивая соответствие краткосрочных ставок ключевой ставке, устанавливаемой ЦБ. Ксения Валентиновна отметила, что как и в других странах жесткость или мягкость политики Банка России меряется только процентными ставками, нельзя мерить ее объемами предоставляемой ликвидности, которая предоставляется в соответствии с потребностями экономики.
Управляя процентными ставками, ЦБ преследует свою конечную цель – достижение необходимого уровня инфляции. Таргетируется такой темп роста цен, который был бы не слишком низкий, чтобы не загонять экономику в рецессию, а с другой стороны – не слишком высоким для того, чтобы зарплаты и сбережения не обесценивались. В большинстве стран мира таким уровнем считается 2-2,5%. На ряде развивающихся рынков иногда бывают чуть более высокие таргетируемые уровни. Для России такой уровень определен в размере около 4%.

Ксения Валентиновна отметила важность достижения низких уровней инфляции. В странах с высокой инфляцией уровень монетизации экономики низкий, в связи с чем возможности для влияния на ситуацию в экономике с помощью инструментов денежно-кредитной политики очень сильно ограничены.
 
16 декабря 2014
Отдельно Ксения Валентиновна проанализировала причины сильных валютных колебаний в декабре прошлого года. Российская экономика столкнулась с двумя сильными шоками: шок по капитальному счету (санкции западных стран), шок по текущему счету (падение цены на нефть на 60%). В частности, резкое снижение цены на нефть, основной экспортируемый нами товар, означает, что большая часть нашего экспорта на мировом рынке оценивается на 60% дешевле, иными словами, наш реальный валютный курс должен снизиться на 60%.

Можно сравнить реакцию на подобные шоки в двух близких по структуре экономике странах. Что происходит в Норвегии? Валютный курс дешевеет процентов на 30%, при этом инфляция и инфляционные ожидания находятся на низком уровне: кроме некоторых профессионалов никто не обращает внимания на изменения.  ЦБ с точки зрения экономического роста в таких условиях может удерживать процентные ставки неизменными или даже немного снижать. Что происходит в России? На снижение курса обращают внимание все: начинается исход из национальной валюты и рост инфляционных ожиданий. Чем остановить? Только повышением процентных ставок. Поэтому в таких странах с незаявленными инфляционными ожиданиями, с хорошо развитыми механизма ухода от воздействия монетарной политики, особенно от мягкой, действия ЦБ в одной и той же ситуации могут принципиально отличаться от действий ЦБ в странах с заявленными низкими инфляционными ожиданиями.
 
Стоит отметить, что встреча прошла в формате свободного разговора: каждый слушатель имел возможность задать вопрос. Модератором дискуссии выступила директор Эндаумент-фонда МГИМО, преподаватель Кафедры международных экономических отношений и внешнеэкномических связей Марина Петрова. Студенты и преподаватели интересовались судьбой международных резервов России, размещенных в США, прогнозами Банка России, задавали вопросы о природе инфляции в России и действиях ЦБ в условиях сильных курсовых колебаний в декабре прошлого года.

Бизнес-клуб МГИМО выражает благодарность Ксении Валентиновне за столь интересную и содержательную лекцию. Мы уверены, что встречи с экспертами подобного уровня будут способствовать не только профессиональной ориентации студентов, но и качественному расширению академических знаний, получаемых в Университете.
 
Александр Байзаров,
руководитель корпоративной программы
Бизнес-клуба МГИМО