Георгий Плащинский

Беларусь, Minsk Oblast

"Восточное партнерство" и Таможенный союз: плюсы и минусы для Беларуси


Руководство Беларуси стремится к проведению многовекторной политики с целью извлечения выгоды от сотрудничества в различных региональных плоскостях. Два наиболее общеизвестных проекта регионального сотрудничества, в которых участвует Беларусь сегодня - это программа ЕС "Восточное партнерство" и Таможенный cоюз с Казахстаном и Россией. Насколько они могут быть выгодными для Беларуси?

В "Восточном партнерстве" участвуют шесть постсоветских государств: Украина, Беларусь, Молдавия, Грузия, Азербайджан и Армения. Оно официально стартовало на саммите в Праге 7 мая 2009 года после подписания представителями государств-партнеров и Европейского cоюза совместной Декларации.

В то же время  Таможенный союз является продолжением попыток интеграции ряда постсоветских стран в рамках ЕврАзЭс, образованного в 2000 году Беларусью, Казахстаном, Россией, Таджикистаном и Киргизией. С 6 июля 2010 года в торговых отношениях между Беларусью, Казахстаном и Россией начал применяться новый единый Таможенный кодекс, а к 1 июля 2011 года транспортный и таможенный контроль были перенесены на внешний контур границ ТС. 9 декабря 2010 г. в Москве лидерами Беларуси, Казахстана и России был подписан пакет соглашений, образующих Единое экономическое пространство (ЕЭП) с 1 января 2012 года.

При создании Таможенного союза Беларусь, прежде всего, интересовал выход на рынок Российской Федерации и возможность получения углеводородов по действующим внутри России ценам. Несмотря на первоначальные обещания России, в итоге Беларусь столкнулась с ситуацией, когда выход на равные цены будет обеспечен лишь при создании ЕЭП. Возникшие недопонимания вылились в очередной конфликт вокруг поставок нефти между Россией и Беларусью с 1 по 25 января 2011 г.

По большому счету, ТС представляет собой интеграционное объединение трех переходных экономик, не вступивших в ВТО - и это создает опасения, что оно будет лишь способствовать протекционизму и закреплению технологической отсталости в этих странах. В частности, уступка Беларуси в вопросе таможенных пошлин на автомобили с целью поддержки автопрома России привела к их удорожанию в Беларуси, а также косвенно привела к вывозу из страны более $ 1 млрд иностранной валюты в апреле-июне 2011 г.

Проблема технологической отсталости тем более актуальна в свете вопроса о выгоде для Беларуси, поскольку в отличие от России, Беларусь не заключала многостороннего и двусторонних соглашений об образовании "Партнерства для модернизации" с европейскими странами и не сможет воспользоваться их технологическими преимуществами.

Летом Беларусь столкнулась еще с одним серьезным последствием участия в Таможенном союзе - страна не могла установить заградительные пошлины и барьеры для массового вывоза потребительских товаров в Россию, из-за чего белорусские покупатели столкнулись с нехваткой мяса, сахара и некоторых других продуктов. С другой стороны, ТС открывает для Беларуси потребительский рынок из 170 млн человек.

Кроме того, бизнес получил отсрочку по выплате акцизов и НДС на импорт на 50 дней, на € 70 снизилась стоимость грузовых таможенных деклараций. Были заключены соглашения о согласованных принципах валютной политики, в области функционирования финансовых рынков, макроэкономической политики: в частности, дефицит бюджета должен быть не более трех процентов, уровень инфляции - не более 50% от самой низкой в стране-члене ТС. Другой вопрос, насколько эти критерии будут соблюдаться странами-членами, какие санкции будут следовать в случае их невыполнения и кто их будет налагать, если в ТС не существует по-настоящему наднациональных органов.

По сообщениям официальных лиц, по состоянию на конец 2010 года экспорт Казахстана в Россию вырос на 38%, в Беларусь - в 2,5 раза, экспорт России в сторону Казахстана - на 25%, товарооборот между Беларусью и Россией вырос примерно на 50%. В то же время, за первое полугодие 2011 года в торговом балансе ЕСс 6 странами - участницами "Восточного партнерства" впервые зарегистрирован дефицит в размере € 1.3 млрд - это значит, что страны ВП стали больше экспортировать товаров в ЕС, чем импортировать. Однако в настоящий момент 50% всей торговли стран ВП с ЕС приходится на Украину. Беларусь же имеет отрицательное сальдо торгового баланса в отношениях с ЕС: за вышеуказанный период она импортировала товаров на € 2,1 млрд больше, чем экспортировала, поэтому для Беларуси создание зоны свободной торговли с ЕС не так принципиально, как для Украины, которая торгует с ЕС больше.

Несмотря на то, что в случае с ВП  Европейский Союз стремится создать "пояс стабильности, безопасности и процветания" у своих границ, а целью Таможенного Союза является "обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле, а также развитие экономической интеграции", оба этих проекта, очевидно, имеют большую политическую составляющую. Их можно назвать "программами лояльности", соответственно, Европейского Союза и России для постсоветских государств. Официально никто не заявлял, что для участия в одном из проектов необходимо выйти из другого, однако Беларусь остается единственной страной региона, которая участвует в обоих. Когда переговоры доходят до серьезных тем, неизбежно возникает вопрос о геополитической лояльности, что очевидно продемонстрировал случай с предложением России Украине вступить в Таможенный союз. Тогда в апреле 2011 г. глава  Еврокомиссии  Жозе Мануэль Баррозу заявил, что Украина не может одновременно интегрироваться с Таможенным союзом и иметь зону свободной торговли с ЕС, а в мае аналогичное заявление сделал президент России  Дмитрий Медведев.

В отличие от России, для Европейского союза "Восточное партнерство" на настоящий момент приоритетом не является, а объем выделяемых для его функционирования средств - сравнительно невелик. В частности, до 2013 года для развития многостороннего сотрудничества в рамках ВП были выделены всего € 350 млн. Этих денег не хватает для реализации даже тех 16 проектов, заявка на финансирование которых уже была подана совместно Беларусью, Украиной и Литвой. Среди них - развитие инфраструктуры панъевропейских транспортных коридоров по территории Беларуси, инвестиции в железнодорожные маршруты, строительство новых трансграничных линий электропередачи и другие.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и  Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) готовы поддерживать инвестиционные проекты в странах-участницах Восточного партнерства: для этого ЕИБ создал специальный фонд размером более € 1,5 млрд, а ЕБРР планирует выделить около € 3,7 млрд для реализации проектов в сфере энергетики, телекоммуникаций и инфраструктуры. Помимо этого, 4 апреля 2011 года в Брюсселе был запущен проект "East Invest", направленный на предоставление займов малым и средним предприятиям. Для реализации проекта Европейская Комиссия и Европейская Ассоциация Торгово-промышленных палат подписали контракт на сумму € 8,75 млн. В нем участвуют 85 торговых партнеров и консалтинговых организаций, большинство из которых - потенциальные инвесторы из стран-членов ЕС.

Кроме того, Европейский cоюз имеет большое влияние на  МВФ и может содействовать выделению необходимых кредитов странам-членам ВП. В частности, заместитель министра финансов Беларуси  Владимир Амарин 3 октября сделал заявление, что Беларусь рассчитывает на новый кредит от МВФ в размере $ 7 млрд. В то же время Беларусь ранее уже получала кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭс в размере $ 2 млрд и подписала соглашение с Россией о предоставлении долгосрочного целевого кредита в размере $ 9 млрд на строительство АЭС.

Минусом ВП для Беларуси, учитывая ее внутриполитическую ситуацию, является политическая обусловленность сотрудничества в рамках ВП и слабый акцент ВП на развитии бизнеса и экономических контактов (предложение по созданию Форума восточного развития, сделанное министром иностранных дел Беларуси  Сергеем Мартыновым, до сих пор не нашло поддержки).

Таким образом, Таможенный cоюз остается для Беларуси неплохой альтернативой. Тем более что Беларусь до сих пор не достигла первоначальной цели, которая побудила ее принять участие в создании Таможенного союза - обеспечения равных цен на энергоносители. Но здесь следует осознавать возможные риски закрепления технологической отсталости промышленности в странах ТС. Также развитие интеграции с Россией и Казахстаном не должно противоречить политике диверсификации и не должно развиваться в ущерб отношениям с Европейским Союзом, в том числе в рамках "Восточного партнерства". Однако наибольшим препятствием для развития многостороннего сотрудничества в формате Восточного партнерства является политическая ситуация в Беларуси, которая серьезно ограничивает ее возможности на европейском направлении и делает проект ВП не таким привлекательным.

http://regnum.ru/news/polit/1457529.html

447
 0.00