Николай Юрьевич Романов

Россия, Москва / Париж

Россия продолжает скатываться - Пришло время "открывать пиво"

untitled

«Россия продолжает скатываться». Именно эти слова сегодня чаще других можно услышать в общении с западными специалистами в области экономики и финансов. В лучшем случае, оценки носят умеренно пессимистический характер, а в худшем, люди уже подсчитывают то время, которое остается России в ее нынешних территориально-географических границах с учетом все более и более усугубляющегося положения в финансово-экономической, а главное – в производственной сфере с поправкой на события этого года на российском Дальнем Востоке. Не удивляет и то, что для таких прогнозов у аналитиков сегодня есть все основания. Ни для кого уже давно не секрет, что до недавнего времени Запад серьезно рассматривал перспективы распада страны и начала борьбы за российское территориальное наследие между заинтересованными государствами в период 2026-28 годам. Что было связано с неудовлетворительной политикой в области замещающей рождаемости и растущей депопулизацией российского Дальнего Востока и регионов Сибири, следствием чего неминуемо должна была стать неспособность страны удерживать и контролировать эти территории своими силами. Закономерным итогом чего должна была стать борьба между ведущими мировыми государствами за российское территориальное наследие в Сибири и на Дальнем Востоке в указанный выше период, в том числе и с применением вооруженных сил.
 
Однако сегодня на Западе обоснованно бьют тревогу. Причиной, внесшей «корректировки» в их прогнозы, стало катастрофическое наводнение на российском Дальнем Востоке. И дело даже не в том, что собственно человеческие жертвы оказались практически ничтожными. Дело в разрушении и без того не развитой или находящейся в состоянии давнего советского упадка инфраструктуры мест районов подтопления, относящихся к прибрежным территориям, но что самое главное, - в перспективе активно проявляющейся уже сейчас тенденции к их полной депопулизации ввиду оттока оттуда людей в города и иные места проживания. В России даже те люди, которые плохо изучали в школе географию, знают, что на Дальнем Востоке и в Сибири зима всегда наступает раньше, чем в центральных областях России, да и переносится по своим погодным проявлениям много серьезнее, чем в этих районах.
 
В данный момент очевидным уже является то, что до 70% зданий и сооружений жилой инфраструктуры и объектов обеспечения в зонах подтопления не удастся привести в эксплуатационно-пригодное состояние до начала холодов в этом году. И это означает, что жить там зимой будет невозможно. В то время как к следующей весне и наступлению устойчивого теплого времени года, все, что не было так или иначе разрушено водой, окончательно придет в полную негодность. Плюс, мародеры, бездомные, воровство стройматериалов, рост цен в районах стихийного бедствия и т.д. А там, где нет возможности жить, нет и жителей. Восстановить разрушенные дома и земельные хозяйства до зимы в этом году их владельцы однозначно не смогут. Этому не помогут никакие выплаты и компенсации из федерального бюджета. Жить этим людям зимой будет негде. Переезжать в большинстве случаев – тоже. Даже с переброской в регион строительных частей Министерства Обороны и мобилизации на восстановительные и строительные работы заключенных восстановить численность населения пострадавшего региона к этой зиме хотя бы на 40% не удастся.
 
А это по сути означает, что к следующей весне уже не менее чем 70% местных жителей будет уже просто некуда возвращаться. А это значит, что на этих территориях практически больше не будет населения, - в отличие от находящегося «через реку» Китая с его многомиллионным избыточным гражданским фондом вдоль северных границ. Люди из России просто не придут больше туда жить. Населения в том регионе и так уже длительно время было недостаточно для обеспечения т.н. миграционного сдерживания, а в сложившейся ситуации, в обстановке формирующегося вакуума населения, так и вовсе практически там больше не останется. Поскольку восстановление разрушенных домов и хозяйств по нынешним временам представляет собой весьма дорогостоящую задачу, часто полностью и совершенно невыполнимую для местных жителей, большинство из которых являются лицами преклонных возрастов или одинокими, не имеющими семей и поддержки. Т.е. приграничная территория России на огромном своем приречном промежутке фактически к осени следующего года окажется полностью вымершей в плане присутствия на ней гражданского населения.
 
Собственно, именно этот фактор формирования вакуума населения на приграничных с Китаем территориях и назывался западными прогнозистами решающим для начала сравнительно мирной выталкивающей экспансии Китая на «северные территории», пока еще относящиеся к России, но уже лишенные достаточного обеспечительного прикрытия как в виде воинских подразделений, так и собственного населения.
 
Природа не терпит пустоты. Не терпит ее и геополитика. Как и миграционная карта мира. Туда, откуда уходят одни люди, неизбежно и через непродолжительное время приходят другие. Скорость такой миграции зависит и определяется лишь степенью плодородности и экономической и ресурсной пригодности соответствующих земель, на которые осуществляется миграционная экспансия. То же произойдет и с российской Сибирью и Дальним Востоком. И в первую очередь, в районах нынешнего подтопления, с которых данный процесс и начнется уже в следующем году.
 
Собственно, большего для его инициирующего начала и не требовалось. Даже незначительная приграничная незаселенная полоса автоматически становится тем самым магнитом, который будет притягивать население с другой стороны границы на любых условиях заселения. С возможностью последующего проникновения все дальше вглубь России как раз в том самом критическом для страны регионе, где населенным и более-менее инфраструктурно-обеспеченным является узкая полоска в двести-триста километров вдоль государственной границы с Китаем и Монголией, вдоль линии Транссибирской железной дороги.
 
Окончательная ее депопулизация будет означать автоматические начало продвижения Китая на север, в зону формирования того самого демографического вакуума. И эта депопулизация происходит уже сейчас, на наших глазах. Вернее, уже произошла взрывным, скачкообразным образом, смешав карты аналитикам и прогнозистам как на Западе, так и в самом Китае, серьезно рассматривавшем перспективу 2026-28 года в плане выдвижения на бывшую территорию России, над которой она все больше и больше утрачивала свой контроль в последние 20 лет.
 
Восстановить прикрытие дальневосточных границ населением в условиях современной «рыночной составляющей» государственной политики не представляется возможным. Во-первых, потому что нет времени, а во-вторых, потому что на территории страны нет избытка населения, который мог бы быть мобилизован на переселение в пострадавшие от наводнения и на близлежащие к ним места. Ну, и в-третьих, - потому что отсутствуют механизмы реального закрепления там населения, способствующие, помимо его укоренения, еще и его расширенному воспроизводству в условиях трудных климатических составляющих территориального проживания в тех регионах.
 
Очевидным фактом является также и неспособность России удержать эти территории не только в демографическом, но и в военном плане. С уничтожением оружия массового поражения в виде химических боеприпасов, - ориентированных в годы СССР главным образом на войну как раз с Китаем, ввиду массовости населения этой страны и ее воинского потенциала, - сделало Россию фактически безоружной перед лицом надвигающейся экспансии со стороны дальневосточного соседа. Ядерное оружие в этом плане большой и серьезной ценности не представляет, поскольку ввиду его «грязного» характера применение такого оружия в международной, но близкой по характеру расположения границ войне не является невозможным. Поэтому вся надежда остается только на обычные вооруженные силы, «смотрины» которым устраиваются теперь с пугающей периодичностью, но со все меньшей эффективностью итоговой оценки уровня готовности боевого состава армии и флота, а также работоспособности и боепригодности военной техники и снаряжения. Как говорится, - «посмотрели, прослезились». Естественно, что результаты этих смотрин не утраивают никого, включая и самих военнослужащих, которым в случае чего придется как и в прежние годы встречать подготовленного и вооруженного по меркам XXI века противника фактически тем, что бытовало в советской армии еще в 60-е годы. Да и характер численного соотношения сил в Сибири и на Дальнем Востоке таков, что противника в лучших традициях уже российской военной практики последних десятилетий встретит лишь «пара барышниковых с калашниковыми». Оборонная промышленность страны также не в состоянии обеспечить массовое и регулярное пополнение войск необходимой им техникой и расходными материалами, что делает невозможным ведение более-менее продолжительной войны, даже с использованием для этих целей всех пока еще наличествующих советских резервов, в том числе и («весьма кстати») выведенных за Урал, на которых все равно уже давно некому воевать, и которые будут доставаться противнику фактически без боя, лишь пополняя его арсеналы.
 
Что в подобной ситуации и ввиду все более становящейся видимой безальтернативной перспективы остается российскому руководству ? То, что нужно было начинать еще в 2006 году, но что так и не было начато ввиду долларового изобилия, лившегося тогда на страну и отсутствия всяких видимых тревожащих потребностей решать какие-то проблемы, связанные с населением регионов Дальнего Востока и укреплением положения центральных регионов страны. Даже с поправкой на то, что уже тогда демографическая и экономическая ситуация в тех местах прошла в своей деградации все мыслимые критические точки невозврата, и это было известно всем в мире, находя свое отражение в соответствующих отчетах.
 
Иными словами, нужно было начинать готовить «плавучий остров». Т.е. концентрировать власть, формировать жесткую тоталитарную систему управления и готовить к тяжелым испытаниям населения той центральной части России, которая собственно и будет еще продолжать носить это название после того, как сибирские территории и Дальний Восток окажутся в зоне борьбы за российское территориальное наследие между ведущими экономиками мира и географическими соседями, отойдя от России где-то мирным, а где-то и принудительным образом.
 
Иными словами, сейчас, в спешном порядке и авральными темпами ускоренно начата и идет подготовка того самого «европейского пятачка» или «Новой Московии», о которой я уже писал раньше. Т.е. осуществляются действия, необходимость которых для теневой власти страны в обычной обстановке развития событий еще могла была бы быть отложена на 10 лет, но что стало совершенно невозможным ввиду предстоящих в ближайшие 3-4 года изменений на российском Дальнем Востоке. Т.е. те самые лозунги сомнительных агитаторов в начале 90-х о том, что «Россия потеряет Сибирь и Дальний Восток !», сегодня по причине внезапного стихийного бедствия недвусмысленно становятся реальностью. Вернее, сделали реальностью наступление этих событий не в сравнительно долгосрочной, а в ближайшей перспективе.
 
Причем, все участники этого процесса, какие должны были в него включиться в 2026028 гг. по причине внезапности оказались к нему неготовыми, включая и саму Россию. Как тройственный альянс США-Великобритания-Япония при поддержке Южной Кореи, так и их соперники в лице Китая и Северной Кореи. В первую очередь в силу того, что все эти страны сегодня заняты своими собственными внутренними или международными проблемами с их участием, чтобы начать еще серьезным образом разыгрывать карту раздела российского территориального наследия и поднятия вопроса «северных территорий» с ростом влияния на них Китая. Все, - но кроме Китая, для которого, - даже в условиях столь внезапного природного катастрофического события в непростой экономической ситуации, в которой находится сегодня страна и ее все более коррумпируемое партийное руководство, - вопрос продвижения на север остается легко осуществимой задачей за счет простого лишь многомиллионного избытка человеческих ресурсов в центральных и северных провинциях самого Китая, носящих характер приграничных с Россией. Тем более, что для этого сегодня есть все предпосылки и возможности. В том числе и ввиду относительной внешнеполитической и военной слабости США на данном направлении в текущий момент.
 
А что же Россия и российское руководство ? Что следует ожидать от них в ближайшие год-два ввиду перспективы описанных выше событий ? То, что мы уже наблюдаем в последний год-полтора, но что первоначально было связано с совсем другими факторами, инициировавшими в России этот процесс. Только теперь он пойдет гораздо быстрее, беспринципнее, без каких-то ссылок на законодательство, нормы права и морали, а также на прочие принятые в таких случаях формальности. Центральная теневая власть в стране будет бороться за сохранении за собой максимально большого территориально-географического пространства на территории уже бывшей России, на которое бы распространялось ее влияние, и которое заставляло бы с ней считаться сопредельным территориям, находящимся под чужим влиянием, и государствам-соседям, а также основным мировым игрокам. В качестве основного и беспроигрышного аргумента в этой деятельности будут называться интересы сохранения страны и народа, основанные на историко-патриотической подоплеке, которыми умело будет подменяться интересы государства в пользу теневой власти в стране и ее ставленников в виде формально представленной власти.
 
Ухудшающееся материально-имущественное и финансовое положение рядовых граждан приводит к галопирующему росту протестных настроений, которые если раньше оставлялись вне поля политических партий и движений, а также вне поля выборов, то сегодня начинают сказываться и на характере выборного процесса. Т.е. даже при наличии в общем и целом обеспеченного быта, люди не просто выступают против власти, но уже и приходят голосовать против нее за любого протестного кандидата. Даже не особенно задумываясь над тем, что он из себя представляет. Что и показали выборные события как в Москве, так и в Екатеринбурге. При общей апатии подавляющей части избирательного блока к любым политическим событиям в стране. И в этих условиях теневой власти в стране необходимо сохранить как саму свою власть, так и хотя бы какой-то значимый территориально-географический фрагмент страны, способный в дальнейшем стать центром кристаллизации нового территориального государства, объединяемого по новым принципам. Как следствие этого, - предельная жесткость позиций, наметившееся и продолжающееся предельное упрощение схемы работы и внутренней органиграммы государственных институтов, избавление от лишних структур и образований в рамках государственной системы, устранение лишних людей, жесткое подавление самовластия и использования служебного положения чиновниками в личных своекорыстных интересах в рамках коррумпированной административно-бюрократической системы, включая и возбуждение уголовных дел.
 
От системы коррумпированной административной власти в итоге остается лишь жесткий вертикальный каркас, состоящий из проверенных людей, обеспечивающих интересы этой системы и стоящих за ней людей. Естественно, с прекращением всяких разговоров о какой-либо демократии и чем-то подобном в западном стиле. С подавлением любых вновь разворачиваемых сегодня против страны агитационно-пропагандистских мероприятий на тему какой-либо оппозиции власти. С этим, как и с любыми неподконтрольными ей оппозиционерами власть покончит в ближайшие год-полтора. Поскольку тратить на них время в условиях надвигающегося на страну краха – это лишняя трата сил и ресурсов. В результате чего любая альтернативная системная или внесистемная, формализованная и неформальная оппозиция в стране останется либо в виде подконтрольных власти сил, либо … вообще не останется, иначе как в Интернет. Да и то, с выявлением и преследованием таких людей за антигосударственную и хулиганскую деятельность.
 
Т.е. произойдет ужесточение властной бюрократии в пользу тоталитаризации власти в стране с сохранением ее коррупционной составляющей и контроля как над государственной системой, так и над ее основными институтами в целях избежания несанкционированного использования ресурсов, полномочий и иной дискредитации власти в личных или в межгосударственных пропагандистских целях в условиях экономического и финансового упадка, нехватки определенных ресурсов и все более нарастающей разрухи на местах.
 
Что уже сейчас налицо демонстрирует откат к советским принципам работы (эффективным в условиях мобилизационной экономики, чрезвычайных ситуации, войны, ликвидации последствий разрухи и стихийных бедствий), в качестве примера, в науке, в рамках институтов научных центров и Академии Наук РФ в целом, когда ученым предлагается заниматься только наукой, а хозяйственникам и администраторам – административными вопросами. Как было при СССР, и от чего реформаторы первой волны отказались первым же делом, посадив в целом авторитетных ученых на не свойственную им хозяйственно-экономическую деятельность, что привело в итоге к деградации и упадку как самих этих ученых, так и к упадку хозяйственной деятельности вверенных им научных структур, оказавшихся в итоге во власти сомнительных проходимцев, «жучков» и дельцов, что ознаменовало собой в итоге конец советской исследовательской фундаментальной и прикладной науки и начало российской науки в области освоения и перенимания западных технологий и разработок, а также продажи всего того из советского багажа, что могло кого-то заинтересовать на Западе. Итогом чего стало то, что современные российские научные кадры даже не понимают сегодня значения слова «заниматься наукой», что-то открывать, исследовать и т.д. самостоятельно, а не просто копировать с готовых западных решений, адаптируя их под российские потребности или действительность всяких сомнительных операций по репатриации научных и опытно-констукторских разработок. Т.е. ученых от науки сегодня нет. Но есть менеджеры от науки. Коими за прошедшие 20 с лишним лет успели стать и научные кадры советского периода, поскольку быть менеджером и распоряжаться чужим трудом всегда проще и выгоднее, чем самому этим трудом заниматься. Тем более, когда дело касается научной и учебно-преподавательской работы, ориентированной на эксплуатацию административной преподавательской или научной ренты. Впрочем, это всего лишь иллюстративный пример того, от чего предстоит избавиться в самом ближайшем будущем, и от чего она вынужденно откажется в пользу возврата к тому, что было еще в стране 25 лет назад. Как бы ни возмущалось по этому поводу то же формально декларируемое ученое сообщество, лишающееся права легально брать деньги за свое положение и статус.
 
Но при чем же здесь тогда: «Пришло время открывать пиво ?» Эта часть истории выглядит менее пессимистичной, чем предыдущая, хотя в каком-то смысле и подводит итог всего того, что страна пережила за прошедшие с момента распада СССР двадцать с лишним лет. Известная старшему поколению россиян история гласит, что когда пилоты чкаловской трансарктической экспедиции осуществляли перелет на Американский континент, над полюсом у них обнаружилась течь в системе охлаждения двигателя. Для пилотов это означало верную смерть. Фактически, последние участки маршрута они уже дотягивали до населенных территорий, даже не помышляя о том, чтобы все-таки суметь успешно долететь до пункта назначения. Чтобы как-то обеспечить работу системы охлаждения, пилоты последовательно лили в систему охлаждения вначале резерв антифриза, затем – спирт из аптечки, потом – питьевую воду, потом – растопленный руками водный конденсат со стенок кабины, затем – мочу. В конце, когда уже не оставалось ничего, что можно было вылить в систему охлаждения, Байдуков полез под сиденье и извлек оттуда сумку, в которой лежало несколько бутылок пива, которые он контрабандно пронес на борт самолета и рассчитывал с друзьями выпить уже по другую сторону полюса, при благополучном перелете. Бутылки открыли, и их содержимое тоже вылили на нужды охлаждения ненасытного двигателя. То ли пиво оказалось весьма консистентным, то ли что-то где-то замерзло, но течь вскоре внезапно прекратилась, и экипаж благополучно довел самолет по месту предполагаемого назначения.
 
Собственно, в точности та же самая ситуация происходит сегодня и в российской экономике и финансовой системе, которые переживают прошедшие 5 лет ту самую «течь двигателя», которая еще больше усугубится в ближайшие годы. На покрытие все большего дефицита властью были брошены все наличествовавшие у нее накопленные ресурсы и резервы. Но улучшения ситуации не наблюдалось. В первую очередь ввиду того, что самостоятельной экономики у России нет, а та ее импортозависимая замещающая составляющая, которая наличествует в стране в настоящий момент, носит несамостоятельный характер, в высокой степени будучи зависимой от мировой экономической и финансовой конъюнктуры по всем вопросам включаемой в нее деятельности. Т.е. все средства, которые власть бросала на улучшение экономической ситуации, благополучно «вытекали» за границу в рамках обычных (и даже не коррупционных и теневых) операций по снабжению страны всем необходимым. Сейчас пришло время тех самых «пивных бутылок» Байдукова. Которыми применительно к российской экономике являются олигархические образования и макроструктуры бизнеса. Одна из таких «бутылок» в пользу государства уже была открыта почти 10 лет назад в связи с делом «Юкоса», когда активы компании фактически перешли под управление государства. Сегодня то же самое фактически происходит и с «Уралкалием». Хотя и оформляется в виде некоторой коммерческой сделки. Важность этой компании, полагаю никому объяснять не нужно.
 
Подобная судьба постигнет и остальные «пивные бутылки» в виде сохраняющихся олигархов и подчиненных им компаний. Цель здесь преследуется одна, - возврат государству собственности, способной обеспечивать напрямую валютные и иные поступления в бюджет, минуя сложную систему межолигархических взаимодействий, которая была эффективной в прошедшие 15 лет, но в которой сегодня, - ввиду угрозы для теневой власти, контролирующей российскую олигархию, в качестве элемента перераспределения экспортных поступлений и обеспечения достатка членов коррумпированной административно-бюрократической системы власти, - просто отпадает необходимость. Излишнее перераспределение ведет к обесценению национальной валюты за счет мультипликационного эффекта от последовательного иерархического распределения и размещения денежных агрегатов, что сегодня наносит удар не только по населению, но и по самой бюрократии. И тем более, будет чрезвычайно опасным ввиду событий ближайших 3-4 лет по итогам последствий для страны катастрофы на Дальнем Востоке. Т.е. государственная система своеобразным образом мутирует в пользу предельно упрощенной, но в то же время эффективной структуры управления и карательного обеспечения этого управления, а также мобилизует и перераспределяет ресурсы, часть из которых выводится за рубеж. Цель, - сохранить власть у власти в условиях территориальной нестабильности и повышения центробежных тенденций регионов в пользу требования большей самостоятельности у остаточного властного центра в условиях противостояния и противоборства развитых стран в борьбе за российское территориальное наследство на Дальнем Востоке.
 
Николай Ю.Романов
----
1647
 0.00