Николай Юрьевич Романов

Россия, Москва / Париж

Торговая (п)лошадь российской инфляции

url

Собственно, сегодня довольно часто даже весьма далекие от городской и государственной политики и экономики люди, - что в России, что здесь, на Западе, - задают один и тот же вопрос, - с чем связаны те странные инициативы по практически полному искоренению мелкой уличной и павильонной торговли в крупных городах России, сопровождающееся более-менее «прижмуренным» отношением к ней в средних и мелких городах и населенных пунктах. При том, что руководством страны активно и во всеуслышание продолжает декларироваться всческое поощрение частному бизнесу в абсолютно любых его законных формах, - лишь бы люди были заняты, лишь бы они были при деле, лишь бы они зарабатывали себе сами, а не испытывали на прочность шею государства и системы его социального обеспечения безработных и малоимущих граждан. Задают этот вопрос одинаково часто и обычные граждане, - которые наутро выходят в привычный им за долгие гоыд уличный киоск за овощами и находят вместо него уныло выметенную мостовую советского периода с растрескавшимся советским же асфальтом на месте исчезнувшего за ночь вместе со всем содержимым ларька, - и серьезные люди, имеющие свой устоявшийся бизнес и не по нимающие того, что происходит, и как это может коснуться их.
 
Сразу можно сказать в таких случаях, что это – вовсе не некая «самодеятельность» городских органов власти. И даже не их ретивость в сфере борьбы с легальной и нелегальной миграцией, мероприятиями за улучшение качества товаров и услуг, безопасности граждан, ликвидации диаспорических объединений и анклавов, повышения собираемости налогов и ужесточения эффективности работы налоговых органов, с одновременным снижением нагрузки на работников налоговой сферы и правоохранительных органов. Все это – лишь побочные следствия, достигаемые в той или иной степени в результате достижения главной цели, которую преследуют авторы подобной «де-факто» борьбы с уличной торговлей и малым уличным бизнесом.
 
Речь идет о довольно хорошо известным специалистам в области экономической теории эффекте сокращения уровня инфляции и повышения покупательной способности национальной валюты на внутреннем рынке, - включая и ситуацию импортозависимой экономики, каковой является сегодня экономика России, - за счет принудительного уменьшения уровней инфляционного тиражирования, каждым из которых является та последовательно расположенная группа оптовых или розничных организаций, зарабатывающих на перепродаже и перераспределении продукции не конечному потребителю, а следующим за ними в такой торговой иерархии торговым или торгово-посредническим организациям. В следствие чего и достигается приумножение инфляционного давления на экономику за счет мультипликационного приумножения денежной массы на счетах вовлеченных в подобную торговую последовательность всех видов оптовых и розничных организаций, а также компаний, обслуживающих их деятельность, стоящих на пути от производителя или импортера до конечного потребителя. И обеспечивающих за счет добавления в процессе оборота коммерческой стоимости продукции виртуализацию находящегося в торговом обороте наличного и безналичного денежного массива, итоговой ценой за которые приходится платить обществу ввиду утраты национальной валютой покупательной способности с одновременным удорожанием номинальной стоимости потребляемой продукции. Как внутреннего производства, так и импортной по своему характеру.
 
Таким образом, чем больше коммерческих посредников и обслуживающих их деятельность организаций расположено между потребителем и производителем (или импортеров), тем выше степень инфляционного давления на экономику. И наоборот, чем их число меньше, тем сильнее инфляционное давление виртуализированного денежного массива на экономику ослабевает. Идеальным вариантом для экономики страны является схема «производитель/импортер-потребитель», с исключением из нее категории «посредник-коммерсант», однако по понятным причинам такое сегодня невозможно. Поэтому и производители, и потребители вынуждены мириться с наличием в экономике посредников и разного рода торговцев, которым представители и первой, и второй групп вынуждены платить за то, что те доставляют товар в нужное время и место, а также несут на себе различные риски, связанные с его оборотом. В том числе и побочный эффект возрастания инфляционного бремени для экономики, возникающий ввиду того, что сами эти посредники-коммерсанты ничего не производят, но формируют от своей деятельности ничем не обеспеченную коммерческую прибыль, приводящую к дополнительному удорожанию продаваемой ими продукции для потребителя и уменьшению ее реализационной стоимости производителем. В результате чего и одна, и другая стороны теряют часть своих денежных ресурсов, передаваемых посреднику и пускаемых тем в не обеспеченный реальными материальными активами оборот.
 
Соответственно, чем больше будет таких посредников, тем большую долю придется «отрвать» от себя в их пользу производителям (импортерам) и потребителям. Пока в итоге на рынке не возникнет интересная, но далеко не вдохновляющая ситуация диктата коммерческого посредника или торговых организаций иного типа. А также избыточное присутствие на нем организаций, занимающихся обеспечением деятельности коммерсантов, а не производством, что еще больше усугубляет инфляционное давление на экономику, провоцируя уже самих коммерсантов делиться частью поступающих в их распоряжение средств в пользу таких организаций, занимающихся продвижением и обеспечением их деятельности.
 
Когда экономика страны успешно и активно развивается, число таких посредников в условиях рынка регулируется автоматически применительно к различным сферам коммерческого посредничества и его обеспечения. Т.е. больше, чем нужно, их просто не возникнет. А в случае экономического спада они прекращают одна за одной свою деятельность ввиду невозможности обеспечить получение посреднической прибыли за счет снижения оборота общехозяйственной и коммерческой деятельности на рынке. В результате чего все иерархические уровни в пирамиде коммерческого перераспределения и реализации продукции претерпевают не только численное уменьшение, но и могут даже на время спада полностью исчезать. И наоборот, вновь возрождаться при экономическом подъеме и восстановлении экономического роста.
 
Однако в ситуации импортозависимой экономики в условиях экономического спада ситуация выглядит иначе, поскольку никуда не исчезает фактор пополнения коммерчески реализуемой продукции, поступающей не от национальных предприятий, а извне. Которую необходимо продавать, чтобы обеспечить оборот копитала и возвратность средств. Не говоря уже о получении прибыли. Поэтому вся сформировавшаяся ирерхическая пирамидальная последовательность коммерческих предприятий в подобной ситуации сохраняется. За счет чего она существует ? За счет еще больше ограбления населения и национальных производителей. Даже в привязке к условиям импортозависимой экономики. Плюс, за счет вирутализации бизнеса и расширения сферы нематериальных услуг, в которой оборачивается и тиражируется все более и более возрастающий объем ничем не подкрепленных и неничем не обеспеченных денежных средств. Итогом чего становится возрастание инфляционного давления на экономику страны и на конечного потребителя всех видов материальной продукции, с перераспределением большего или меньшего инфляционного бремени на те ее виды, которые бользуются, соответственно, большим или меньшим спрсоом у населения. Или носят безальтернативный для него характер. Будь то продукты питания или медицинские средства. Но главное, возрастает уровень инфляции, который в буквальном смысле слова «съедает» за счет разросшегося сектора коммерческой деятельности не просто всю внутреннюю прибыль национальной экономики, но в итоге приводит к ее стагнации вплоть до полной невозможности работать в таких условиях. Т.е. диктат коммерсантов в усовиях импортозависимой экономики в итоге полностью душит национальное производство и приводит к обнищанию национального потребителя. В пользу коммерсантов и участников коммерческих иерархических цепочек. Плюс, с учетом высокой степени диаспоризации коммерческой деятельности в России, такая сиутация в условиях более-менее стабильного валютного курса способствует активному выводу из страны капитала, выраженного в иностранных валютах, переводимого за рубеж в страны этнического происхождения участников торговых и посреднических диспор.
 
Что в подобной ситуации делает российское государство ? Под предлогом всякого рода борьбы с преступностью и за интересы граждан оно фактически принудительно уничтожает и выдавливает самый низший слой в составе данной коммерческой пирамиды. Т.н. малую розницу, являющуюся самой массовой в стране. Просто за счет ограничения тех мест, где эти торговцы могут вести свою деятельность, а также за счет создания для них условий, когда они просто не могут появляться и вести свою детяльность в больших объемах и в большом численном количестве. Т.е. исчезновение с городских улиц всевозможных палаток является лишь внешним проявлением этой борьбы власти с самой низшей из иерархических групп формирования избыточного инфляционного отягощения национальной экономики. Ввиду его массовости.
 
Что будет с этими людьми, властей не интересует. Властям важно, чтобы они не торговали. Чтобы реализация продукции иттоговым потребителям, пусть даже и по более высоким ценам, осуществлялась бы более высоким иерархическим уровнем пирамиды посреднических коммерческих предприятий. За счет этого, - применительно к каждому такому ирерахическому уровню розничного коммерческого капитало- и товарооборота, удается в принципе в условиях нынешней России снизить инфляцию на 2-2,6%, что применительно к импортозависимой экономике уже очень немало.
 
Почему эта «борьба с ларьками» происходит преимущественно только в крупных и средних городах ? Все объясняется тем объемом капитала, который «крутится» в этих населенных пунктах. Чем он крупнее, чем богаче, чем уровень генерируемого в нем капитала выше, тем сильнее в нем проявлена «коммерческая мафия». Как местная, так и этническая, из других регионов или стран. И наоборот, чем беднее населенный пункт, тем объективно меньше в нем условий и для оборота коммерческого капитала и для его «обкрутки». И, соответственно, вместе с этим и возможностей для местных властей получать с таких коммерсантов всех иерархических уровней «коммерческую ренту», обеспечивая тем самым формирование коррупционной властной составляющей в конкретном регионе.  Очевидно, что основной капитал в стране вращается в столичных регионах, а также в районах т.н. «малых столиц». Именно там поэтому «борьба с ларьками» в пользу «цивилизованной торговли» идет последние месяцы опережающими темпами. Целью является ее полное удаление с городских улиц, из подворотен, подземных переходов и т.д. Как и занимающихся ей людей. В том числе и из состава этнически иностранных по своему характеру диаспор, традиционно специализирующихся на коммерческих и иных посреднических операциях, ничего производя, но обеспечивая себе сравнительно неплохой доход за счет элементарного коммерческого паразитизма на национальной экономики России с последующей экспатриацией доходов за рубеж или вывода их в национальные регионы, тем самым, лишь усугубляя положение населения и местных производителей на тех территориях, где они занимаются торгово-посреднической деятельностью. Собственно, что и приметы чего мы наблюдаем все в той же Москве, о которой в кругах финансистов принято говорить, что она «делает» больше половины инфляциии в стране только за счет гипертрофированно разросшейся пиармиды своих коммерсантов, посредников и иных организаций и лиц, обеспечивающих своей существование при торговле и ее обеспечении.
 
Следует отметить, что подобное разрастание коммерческого сектора и его отдельных иерархических уровней – это не всегда плохо для национальной экономики. Так, например, в условиях нормально развивающейся национальной экономики коммерсанты «съедают» избыточный финансовый капитал, обеспечивают высокую категорийную занятость и обеспеченность населения в коммерческом и сопутствующем секторах, а также формируют сбалансированное ценовое и ассортиментное равновесие потребляемых населением категорий продукции местного производства и завозимых в страну извне. Однако в случае импортозависимой экономики, при отсутствии воздействия на коммерсантов со стороны объемов качественно и количественно конкруентной продукции местных производителей, этот механизм теряет свою силу и приводит к бесконтрольному разрастанию «торгового сословия» всех иерархий. Как, впрочем, и чиновнической бюрократии, так или иначе получающей с коммерсантов «торговую» или «коммерческую» ренту. Но что самое главное, - это приводит к той самой инфляции и утрате возможностей воздействовать на нее традиционными методами, описанными, например, для деятельности центрального банка или иных государственных финансовых и контрольных институтов. Поскольку инфляция в этом случае формируется фактически вне финансовой системы, которая превращается лишь в механизм приумножения ее, без какой-либо возможности контроля за ее ростом.
 
Последнее подобно в известной степени процессу развитию ракового заболевания. Когда традиционные для организма механизмы борьбы с болезнью просто не срабатывают ввиду того, что она формиурется вне поля их воздействия. Итогом чего применительно уже к экономике и становится необходимость хотя бы частичного удаления части «раковой коммерческой опухоли», свидетелями чему мы и становимся вот уже около года. Поскольку государство объективно уже не располагает ресурсами для поддержания и фактически финансирования многоуровневого коммерческого сектора, результатом которого становится только инфляция и проблемы для экономики и отдельных граждан, полностью нивелирующие любые попытки государства как-то изменить сиутацию или на худой конец снизить процентную ставку по банковским кредитам хотя бы на один-два пункта.
 
Впрочем, от всех этих инициатив обычный гражданин ничего особенно не выиграет и не проиграет. Разве что, в магазин ему придется ходить не через улицу к привычному овощному киоску, а ехать за пару остановок до «цивилизованного» коммерческого центра, где цены будут такими же, как в том самом киоске, или даже немного ниже. Однако экономика и ее финансовая составляющая от подобного «иссечения» массы мелких частных коммерсантов из состава как диспорических, так и не-диаспорических групп только выиграет. Хотя бы на уровне тех самых 2-2,6% уровня инфляции. Не говоря уже о всех прочих проблемах, которые будут автоматически уменьшаться или даже полностью решаться за счет такого вот «сокращения торговцев». Начиная от нелегальной миграции и заканчивая размерами коррупции чиновничества, разного рода теневым бизнесом и каналами подпитки нелегальных бандформирований. В том числе и за счет возможности снижения становящихся уже ненужными объемов средств, ранее выделявшихся на борьбу с тем или иным безобразием. Вот только что с высвобождающимися людьми делать, которые оказываются в итоге не при деле и не при работе. И не при заработках ? Ведь альтернативной деятельности дял них не создается. Ни в том же коммерческом, ни тем более в производственном секторах деятельности. А жить им на что-то надо. И не становиться при этом в ряды недовольных властью лиц. Что особенно актуальным будет в ближайшие годы, ввиду предстоящих России территориально-географических изменений.
 
Николай Ю.Романов
----