Николай Юрьевич Романов

Россия, Москва / Париж

Доступность диплома ВУЗ-а в качестве критерия состоятельности кадровой службы – или еще раз о том, что контроль документов никогда не бывает лишним


imagesCA6VSDC0


Приезжая по делам в Россию, или занимаясь консультированием различных компаний, часто приходится сталкиваться с фактом, - вопиющим для советского периода истории, но совершенно рутинным для современной Новой России. Речь идет не только о наличии в открытой продаже дипломов высших и средних учебных заведений, а также сертификатов государственного образца различных программ повышения квалификации или переподготовки специалистов, но и о совершенно открытом трудоустройстве таких специалистов на работу, - часто даже в весьма серьезные организации.

Более того, личная практика показывает, что в зависимости от профиля деятельности организации, от 8 до 20 % сотрудников, получивших или завершивших первое высшее образование (и от 25 до 40% в случае второго высшего образования и различных программ повышения квалификации) в течение периода работы на должностях в составе таких организаций, имеют поддельные дипломы государственного образца различных ВУЗ-ов, которые они не заканчивали. При том, что число подобных лиц, поступивших на работу в организацию в качестве первого места работы, в зависимости от профиля деятельности и статусности организации, варьируется от 0,1 до 0,5%. Аналогичного рода число фальшивых дипломов и свидетельств государственного образца о повышении квалификации или получении новой профессиональной квалификации в зависимости от конкретной области деятельности может составлять от 40% до 80%(!) от общего числа документов такого рода, полученных сотрудниками организации в период работы в ней.

Не является исключением и МГИМО. Более того, дело доходит до курьезов, когда приходится разбирать дипломный массив кандидатов, окончивших ВУЗ в один и тот же год, по одной и той же программе, но имеющих на дипломах разные юридические реквизиты, что часто проявляется уже в самом написании названия ВУЗ-а и печатях, - например, в совокупности написания мной встречались такие варианты как «Московский Государственный Институт (Университет) Международных Отношений МИД / Министерства Иностранных Дел России / РФ / Российской Федерации (Университет)». При этом, также существует широкое разнообразие вариантов по наличию (отсутствию) и шрифтовому написанию и оформлению штампа «Нагрудный знак ИМО выдан / получил / оформлен», причем в отдельных случаях данная надпись делается от руки и «заверяется» вторым проставлением гербовой печати Института. Не говоря уже о наличии / отсутствии на дипломах утопленных / не утопленных квадратных голограмм со скругленными углами с изображением символики МГИМО / герба России / глобуса / полосатого российского флага / чего-то трудно отождествляемого.

Отрадно сознавать, что как и прежде дипломы нашего МГИМО высоко котируются на кадровом рынке Москвы, России и ряда иностранных государств, однако подобная популярность очевидным образом обходится для ВУЗ-а и ростом злоупотреблений со стороны дельцов рынка поддельных дипломов.

При том, что в частных беседах такие «выпускники» обычно открыто заявляют, что приобретение поддельных дипломов являлось для них единственной возможностью как-то закрепить свое положение в компании по возрастному признаку, поскольку появление диплома о законченном высшем образовании у уже работающего сотрудника обеспечивает не только сохранение за ним рабочего места, но и в отдельных случаях гарантирует повышение неформального статуса. Тем более, что в кадровых службах такие дипломы у уже работающих сотрудников (в отличие от вновь принимаемых на работу), как правило, не проверяют, а просто подшивают их ксерокопии в личные дела «по факту» получения, что служит дополнительной гарантией их обладателям того, что без «глубокой вскопки» в рамках кадрового аудита и оценки состояния кадрового массива факты подобных злоупотреблений выявлены не будут. То же происходит и в отношении дипломов и свидетельств о повышении уровня профессиональной подготовки и получении дополнительной специальности. Очевидным образом уже работающий в компании сотрудник всегда крайне редко когда подвергается проверке на достоверность фактов об образовании.

В дальнейшем, переходя из компании в компанию, - в особенности, когда речь заходит о серьезных и крупных компаниях, - проверка документов о высшем образовании и профессиональной переподготовке сотрудниками кадровых служб также практически никогда не осуществляется. Связано это с тем, что соискатель или новый сотрудник с поддельным дипломом идет в организацию уже по рекомендации своих будущих коллег или по договоренности с бывшим работодателем, а также в случаях переманивания сотрудников из компании в компанию. Т.е. формально является уже «проверенным», и к нему и его документам уже обычно серьезно не присматриваются, оценивая не по образованию, а по приобретенным профессиональным навыкам. Причем, статус предыдущего работодателя автоматически означает для таких людей гарантию со стороны кадровых служб новых работодателей в том, что «с дипломами у них все в порядке». Хотя в действительности это и не так. И их документы никто на прежнем рабочем месте не проверял за ненадобностью, просто подшивая их в дело, а на новом рабочем месте сотрудники этим заниматься не видят смысла, т.к. считают, что этим занимался как раз прежний работодатель

Как результат, подобные сотрудники без образования преспокойно работают в компаниях, стоят карьеру, переходя из одной организации в другие и нарабатывая профессиональный статус, - часто даже активно эволюционируют в профессиональных структурах, занимая высокие посты в должностных и административных иерархиях. Доходит до того, что при кадровом аудите поддельные дипломы обнаруживаются у достаточно возрастных лиц уровня начальников управлений или т.н. «зампредов». Причем, наиболее частой реакцией на факт выявления у них поддельных дипломов их реакцией бывают слова: «Ну и что ? Ведь работаю-то я хорошо ! Ко мне претензий нет !» И это при том, что из всего массива дипломов у таких лиц подлинными в итоге оказываются в лучшем случае дипломы о среднем образовании советского периода, да различного рода сертификационные «фантики» курсов повышения квалификации не государственного образца, выдаваемые различными сомнительными коучинговыми компаниями в России или за рубежом.

С чем связано подобно положение дел ? И почему дипломы, сертификаты, аттестаты и прочие документы государственного образца можно купить в г.Москве чуть ли не на каждом углу, а объявления об их продаже открыто не публикуются разве что в центральной прессе ?

Ответ на этот вопрос достаточно прост. В современной России будущие карьерные перспективы молодого специалиста определяет не диплом ВУЗ-а, который он окончил, и не его специальность по данному диплому, равно как и не тот уровень оценок, которые он получил в течение учебного периода. Главным критерием успешности молодого специалиста является наличие у него необходимых связей. Как через сеть знакомых, так и родственников или представителей диаспорических кругов, за счет чего обеспечивается в итоге формирование групповой лояльности и поруки по различным признакам ее формирования. Т.е. выпускник-троечник с необходимыми связями объективно займет более высокое положение в компании, чем его однокурсник-отличник, равно как и по службе будет продвигаться значительно быстрее, будет иметь более престижную и менее трудозатратную работу и размер денежного вознаграждения. При том, что его более усердный и даровитый в студенческие годы коллега так и рискует навсегда остаться на низовых должностях, пока то ему позволяет его возрастной уровень и отсутствие амбиций, связанных с необходимостью поддержания семьи и своего существования.

Т.е. фактически в современной России, - по аналогии с развитыми странами мира, - статусность и качество образования, ВУЗ-а и диплома подменяются статусностью связей, гарантирующих выпускникам возможность жизненного устройства вне зависимости от их профессионально-личностного содержания. А раз так, то зачем в подобной ситуации вообще учиться, ходить на занятия, тратить время на лекции и семинары, портить себе нервы и т.д., когда существует возможность просто купить поддельный диплом, уже будучи сотрудником той или иной организации, в которую часто поступают на работу под видом студентов 3-6 курсов, которым до окончания ВУЗ-а или цикла образования остается год-полтора ?

Тем более, что изготовить поддельные справки из деканатов о том, что то или иное лицо действительно является студентом соответствующего ВУЗ-а, имеет те или иные оценки в зачетной книжке и т.д. сегодня проблемой не является. Сегодня ими активно торгуют даже через Интернет, обеспечивая сверхвысокое качество полиграфии и оформление юридических реквизитов. А поступая с подобными справками и выписками на работу, - пусть и на самые не престижные на первых порах должности, - соискатель потенциально гарантирует себе полное трудоустройство в организации без угрозы последующей проверки фальшивого диплома о высшем образовании и всех последующих документов такого рода, которые такое лицо туда предоставит.

Как результат, значительное число сотрудников, объективно не видя для себя необходимости в полноценном высшем образовании, просто не тратят на него время, устраиваясь всеми правдами и неправдами на работу, - чем в более престижную организацию, тем лучше, - используя для этих целей как поддельные выписки из ВУЗ-ов, так и не используя оных, - а затем лишь донося в нее по мере необходимости купленные на московских улицах или через Интернет дипломы, которые никто не проверяет. При том, что профессиональные навыки во время работы в организации такие сотрудники приобретают исправно. Равно как и необходимые знания и опыт в тех областях, в каких ими осуществляется их деятельность. Включая и наработку массива связей, который в дальнейшем уже и обеспечивает им переход как по служебной иерархии внутри одной организации, так и переход на работу в другие, более престижные компании. При полной, опять-таки, гарантии того, что их документы при подобном переходе никем проверены не будут. В силу статусности, связей и рекомендаций при их переходе, которые начинают играть доминирующую роль по сравнению с дипломом, теряющим к тому времени уже свой определяющий статус и служащий лишь указанием на то, что тем или иным все более и более возрастным сотрудником или руководителем в тот или иной периоды был окончен тот или иной ВУЗ.

Собственно, что и объясняет приведенная в самом начале данного материала статистика. В современной России крайне низок процент людей, которые поступают на работу в первый раз, имея на руках поддельный диплом о высшем образовании. Поскольку в этом случае кадровые службы практически всегда выявляют факт их подделки. Как правило, поддельные дипломы приобретаются ими уже в процессе работы в организации, равно как и все остальные дипломы о второй и даже третьем высшем образовании или повышении квалификации. Тем более, что к тому времени такие лица уже обладают необходимым объемом профессиональных теоретических и практических знаний, полученных ими в процессе работы, которые обеспечивают им аналог университетской учебной программы, а в отдельных случаях даже и превосходят его в практическом и теоретическом плане.

Основная выгода в данном случае для подобных недобросовестных «дипломоприобретателей»   заключается в том, что в отличие от студентов и аспирантов они не тратят несколько лет своей молодости на сидение за партами и изучение дисциплин, от 2/3 до 3/4 которых в дальнейшем им не пригодится, да и сами знания в рамках которых останутся в их головах в лучшем случае до сдачи государственных экзаменов или и того хуже – очередной сессии. «Дипломоприобретатели» избавлены от такой перспективы. Те несколько лет, что их сверстники проводят за партами, они уже продуктивно работают, делают карьеру и что самое главное, - получают высокоспециализированное образование, делающее их конкурентоспособными на кадровом рынке, и уж тем более переводящее их в недосягаемую плоскость для выпускников даже самых престижных ВУЗ-ов в момент выпуска. Поскольку к этому моменту они уже становятся готовыми специалистами, имеющим профессиональную и личную репутацию и статус в коллективе, и которым единственно, чего не хватает, так это купленного через Интернет диплома о высшем образовании. В то время как выпускникам еще предстоит потратить несколько лет на то, чтобы достигнуть такого уровня. И они в итоге оказываются в проигрышной ситуации как на кадровом рынке, так и в профессиональной составе организаций. При том, что их дипломы, - в отличие от дипломов уже работающих в компаниях «дипломоприобретателей», - будут проверять обязательно.

Вот почему при проведении кадрового аудита или приеме на работу сотрудников и организации работы с уже принятыми на работу специалистами, сотрудникам кадровых служб и экспертам в области кадровой работы следует всегда обращать особенное внимание на сотрудников, характеризующихся наличием одного или нескольких законченных высших образований, полученных в период их работы в организации. А также осуществлять проверку всех без исключения дипломов сотрудников, переходящих на работу в организацию из других организаций, характеризующихся признаками, указанными в пункте. Вне зависимости от того, по какой линии они попадают в организацию. Это позволит избежать серьезных и неприятных последствий в будущем как для самой организации, так и для ее деятельности.

Впрочем, это же создает и ряд дополнительных оснований для злоупотреблений, реализуемых путем шантажа таких выявленных «дипломоприобретателей» со стороны представителей кадровых служб. Под угрозой раскрытия имеющейся информации о неподлинности их дипломов, такие лица зачастую вынуждены отдавать своим шантажистам в отделах кадров до половины своего заработка «за молчание». Вплоть до того момента, пока им не удается перейти в другую организацию. Не говоря уже о том, что часто кадровики и сами специально используют такой вариант неформального пополнения своего кармана, принимая на работу заведомо известных им лиц с поддельными дипломами, по прошествии некоторого времени ставя перед ними в ультимативном порядке условие для сохранения в тайне факта их «дипломной недобросовестности». За что приходится платить.

Причем, в этом случае активно практикуется шантаж не только в отношении специалистов среднего звена со стажем работы, но и в отношении вновь принимаемых на работу якобы «выпускников», которые в силу своей традиционной бесправности вынуждены соглашаться на любые условия ради сохранения своего присутствия в компании, должности в ней и деловой репутации. Тем более, когда речь заходит об иногородних специалистах, покупающих дипломы в Москве и устраивающихся на свою первую работу по указанной выше схеме.

Данная схема «отношений» имеет весьма интересное результирующее продолжение. Дело в том, что представителям кадрового актива организаций, имеющих неформальный доход от подобных «дипломоприобретателей», объективно выгодно получать как можно большую прибыль со своих «дойных коров». Добиться чего можно только путем повышения им должностного оклада и как следствие этого, - «отката за молчание» в свою пользу. Результатом чего становится максимально ускоренное продвижение таких вот «дипломоприобретателей» по служебной лестнице до уровня должностей, где «платят больше».

Причем, кадровые специалисты играют здесь далеко не самую последнюю роль в очевидном лоббировании таких сотрудников. На что необходимо обращать внимание представителям административного руководства компаний, если им не безразлична судьба того, какие отношения складываются неформальным образом в их организациях, кто, на ком и как в их составе зарабатывает, кто и с кем делится / не делится и т.д. Поскольку подобная практика, являющаяся одним из традиционных способов для представителей кадровых служб неформальным образом озолачиваться за счет организаций, чаще всего весьма больно ударяет по качеству и эффективности их работы, атмосфере внутри трудовых коллективов, формированию каст «неприкасаемых», «блатных», «позвоночных» и т.д., а заодно и формирует возможность для формирования и поощрения политики внутрикорпоративного осведомительства, доносов и т.д., практикуемых вынужденным образом со стороны зависимых от своего «ненастоящего» прошлого сотрудников. Которые подобным образом вынуждены будут мучиться вплоть до самого конца своей профессиональной жизни или пока все-таки не получат подлинный диплом о высшем образовании, с которым уже и будут трудоустраиваться на новые места своего трудового приложения.

Впрочем, подобных схем из числа практикуемых в настоящее время существует далеко не одна и не две, но разбирать их здесь нет необходимости, поскольку механизм их действия, равно как и связанных с ними неформальных источниках обогащения и карьерного роста так или иначе остается один и тот же, давая возможность одним сотрудникам в составе компании наживаться на других, используя в той или иной форме свое положение или его функциональное содержание.

Однако, с чем все-таки связано столь широкое по меркам всей страны применение подобной практики использования поддельных дипломов ? Ведь помимо чисто личной заинтересованности недобросовестных людей должен существовать и некий общенациональный механизм, способствующий самовоспроизводству данного явления и даже более того, - его расширению применительно к новым областям профессиональной деятельности и документов о высшем и среднем образовании, востребованных на рынке.

Ни для кого не секрет, что для современного соискателя основным критерием в оценке перспектив будущего трудоустройства является наличие у него определенного числа дипломов о высшем образовании, а также документов, подтверждающих профессиональную подготовку и повышение квалификации в различных областях, - как непосредственно связанных с основной сферой профессиональной деятельности и обучения, так и расширяющих их возможности. При этом, никто из выпускников (а до этого и абитуриентов) не задумывается над вопросом, почему так сложно бывает устроиться на работу по выбранной специальности.

Дело в том, что в современной России фактически не играет ровным счетом никакой роли, какое высшее учебное заведение и с каким результатом вы заканчивали. Более того, как указано выше, не играет даже роли то, заканчивали ли вы его вообще. Поскольку российский рынок труда все равно не в состоянии предложить совокупности дипломированных выпускников взаимный уровень конкуренции, обеспечивающий для них некоторую соревновательность при участии в конкурсе на профильное трудоустройство.

А раз нет профильного трудоустройства, то очевидно, что нет принципиальной разницы между тем, кем будут работать не по профилю своего образования молодые специалисты. Даже в том случае, когда речь заходит о таких специфических областях, которые, как, например, в случае нашего Института, требуют владения иностранными языками или предметного содержания иных профилирующих дисциплин. Т.к. все равно, на кого учился выпускник, если он трудоустроится в сферу деятельности, не соответствующую его образованию или соответствующую ей лишь по каким-то виртуальным признакам.

Т.е. отсутствие конкурентного спроса на рынке труда порождает отсутствие заинтересованности в специалистах с высшим образованием. Причем, распространяется это в итоге не только на т.н. «невостребованные специальности», но и на «востребованные», поскольку в складывающейся ситуации наличия бросового кадрового массива с высшим образованием работодателю дешевле становится взять на работу не профильного специалиста, чем профильного. Тем более, что объем выполняемых им функций на раннем этапе трудовой деятельности является примерно одинаковым, а основные навыки трудовой деятельности приобретаются уже в процессе работы. Носящей сугубо рутинный характер и зачастую не требующей никаких специальных знаний и их применения. А в подобной ситуации ровным счетом не играет никакой роли, кто на данной должности работает. Лишь бы грамотно писал и умел считать. Гарантией чего с формальной точки зрения и служит диплом о высшем образовании. Пусть даже и купленный с рук.

Более того, в подобной ситуации теряет свой традиционный статус даже сам фактор высшего образования. А диплом приобретает характер лишь мало нужного для дальнейшей жизни человека документа, основной массив знаний по которому он успевает забыть в течение одного-двух лет после завершения института и трудовой деятельности в не профильной для себя области. Что делает профильное высшее образованием, - как уже было рассмотрено выше, - объективно ненужным. А потраченное в институте время – теми самыми бесцельно прожитыми годами, дающими в лучшем случае диплом, который никому не нужен и который не дает никаких возможностей к профильному трудоустройству, не говоря уже об отсутствии элементарных практических профессиональных навыков как по профилю обучения, так и в т.н. «житейско-практических областях».

При том, что данные годы традиционно относятся к периоду максимальному расцвета человека в его молодости. И которые в этой связи следует в глазах многих современных людей употреблять только с пользой для себя, для своего будущего, для своей карьеры, материального положения и т.д. Чего высшее образование в условиях современной кадровой рыночной невостребованности дать не в состоянии. Являясь по сути неконкурентным в части использования имеющегося у человека временного ресурса по сравнению с теми сверстниками, кто начинает в этот период трудовую деятельность. Результатом чего и становится стремление молодежи в первую очередь начать работать всеми правдами и неправдами как можно быстрее в максимально более престижных организациях, - «докупая» дипломы о высшем образовании лишь впоследствии (или все-таки официальным образом получая вечернее / заочное высшее образование), по прошествии нескольких лет, когда их позиции становятся уже более менее упрочившимися, а имеющий и приобретенный уровень знаний и практических навыков создают у них иллюзию уверенности в их конкурентоспособности на кадровом рынке. Поскольку к этому моменту диплом о высшем образовании уже становится пустой формальностью к их текущему, сложившемуся профессиональному статусу и уровню компетенции, чисто формальным образом подтверждая их право заниматься деятельностью в той или иной области.

Аналогичная практика существует и в отношении академических дипломов, дипломов кандидатов и докторов наук, спрос на которые определяется статусностью того или иного лица в составе организации. Как правило «покупными» дипломами «щеголяют» представителями старшего и высшего руководящего состава компаний, для которых их наличие является лишь необходимым атрибутом статусности их самих и занимаемой ими должности. Что и определяет потребность в таких дипломах на нелегальном рынке документов об образовании в России. Статусность научной степени продолжает сохраняться и сегодня, несмотря ни на что. Как то ни парадоксально, но по моим подсчетам, свыше 50% из отслеженных в рамках кадрового аудита кандидатов наук и более 60% докторов наук в современной России в составе руководящего персонала крупных и средних компаний имеют поддельные кандидатские и докторские дипломы. Или дипломы, не имеющие соответствующей регистрации и аттестации ВАК, выданные несуществующими ВУЗ-ами, академиями и иными непонятными организациями и учреждениями. В ряде случаев применяются аналоги дипломов, подтверждающих получение докторских и кандидатских степеней, но выданных западными высшими учебными заведениями. Часто представляющими собой либо удачно выполненные в полиграфическом отношении копии дипломов реально существующих ВУЗ-ов, либо «степенные» дипломы неизвестных учебных заведений статусного и не статусного характера. Проверить подлинность которых в российских условиях не представляется возможным.

Сравнивая эти данные с теми, что я привел в начале данного материала, нетрудно убедиться в том, что существует прямая зависимость между наличием того или иного процентного содержания не подлинных дипломов в составе различных профессиональных групп применительно к объемам и стадии их трудовой занятости. Общим оценочным правилом здесь является принцип отслеживания: «Чем больше по времени трудозанятость конкретного отдельно взятого сотрудника в составе персонала компании, тем меньше у него существует временных возможностей учиться или посещать факультативные занятия». Т.е. если сотрудник занят в компании изматывающей работой в течение полного рабочего дня, то у него объективно не может быть сил на то, чтобы еще в это время и учиться. А раз так, то и диплома, предполагающего постоянное посещение лекций или хотя бы подготовку на уровне курсов-факультативов, он получить просто не может.

Но при этом каждый сотрудник понимает, что для успеха в работе и карьере ему необходимо постоянно демонстрировать некое повышение своего профессионального уровня. В результате чего к первому официально полученному или фальшивому диплому о высшем образовании через некоторое время прибавляется второй, - при переходе на должности т.н. «младших лидеров» и руководителей нижнего и среднего звена. Или кандидатская степень, - в том случае, если сотрудник претендует на роль перехода в статус старшего административно-менеджерского персонала. Что в итоге заканчивается сугубо статусной потребностью в докторских степенях, когда сотрудникам приходит время занимать высшие должности в компании. Собственно, совокупностью чего и определяется спрос и предложение различных категорий поддельных дипломов на российском рынке.

Впрочем, в отдельных случаях, - применительно к отдельных категориям сотрудников, - того же эффекта удается добиться и за счет приобретения поддельных дипломов государственного образца о профильной профессиональной переподготовке / доподготовке / аттестации / получении новой специальности, - которые хоть и стоят на рынке значительно дешевле, статус для рядовых сотрудников обеспечивают практически тот же, что и дипломы о втором или третьем высшем профессиональном образовании. При том, что с чистой формальной точки зрения организационно они требуют значительно меньше времени на получение и предполагают высокую вариативность возможностей посещения занятий в вечерние часы и в выходные дни в рамках предлагаемых учебных программ, чем получение таких дипломов не вызывает никаких серьезных подозрений у руководства компаний и кадровых служб (в отличие от дипломов о втором и третьем высшем образовании).

Эта возможность активно используется сотрудниками младшего и среднего операционного, исполнительского и вспомогательного звена с целью обеспечения и аргументации продвижения по службе в пределах отведенной для них (или подходящей им по возрасту и стажу работы) совокупности должностей специалистов не номенклатурно-менеджерского состава. Например, при переходе с должности эксперта II категории на должность эксперта I категории, старшего, ведущего, главного и т.д. экспертов в рамках структурной иерархии специалистов. Чтобы создать прекрасную видимость того, что данный специалист старается, активно тратит свои деньги (а не деньги компании) на самообразование и т.д., что делает просто необходимым его продвижение по службе как ценного, напористого и амбициозного кадра. И это при том, что редко кто задумывается о том, что в современных компаниях интенсивность работы настолько велика, что у сотрудников едва хватает сил доехать до дома. И когда им заниматься в такой ситуации – неизвестно. Впрочем, на это обращают внимание только тогда, когда кадровикам приходит время шантажировать таких сотрудников, а до этого на всю их деятельность и достижения благополучно прикрывают глаза, терпеливо дожидаясь итога.

Именно поэтому хочу еще раз напомнить всем лицам из числа руководства организаций, так или иначе курирующим в компаниях кадровые вопросы: «Господа/Товарищи/Коллеги, - всегда проверяйте подлинность любых дипломов всех без исключения ваших сотрудников вне зависимости от того, когда они их получали, получают или будут получать. И обращайте особенное внимание на тех из них, кого активно лоббируют представители кадровых служб, - не исключено, что в пристальном внимании нуждаются не только сами эти сотрудники, но и специалисты кадровой службы, зарабатывающие на них за счет организации, и которых также необходимо бывает время от времени «чистить»».

Ибо, не диплом делает сегодня специалиста специалистом со связями, а специалист делает себе диплом, уже будучи специалистом и уже имея необходимые связи.

Николай Ю.Романов
---
А.Заславскому:

Какой же "от ворот поворот" ? Это - то же самое для любого кадровика, как зарезать курицу, несущую золотые яйца. Если при трудоустройстве выявляется фальшивый диплом, то об этом вначале кадровик никому не говорит, просто принимая этого человека на испытательный срок и внимательно присматриваясь к тому, что он из себя представляет. Если компететнтный, не конфликтный, не борзый, работящий и т.д., то под конец испытательного срока кадровик его вызывает к себе и говорит, что в ходе проверки была установлена поддельность его диплома. Но ... он может продолжить работать за скромный откат в размере от 25 до 50% от его оклада и боунсов. В пользу лично кадровика. И никто ничего не узнает. Или может уйти, но тогда информация о нем и его поддельном дипломе все равно распространится. Т.е. человек крепко сажается в обоих случаях на крючок. И обычно - соглашается. Более того, ввиду того, что кадровик в нем заинтеерсован, вернее, в его отступных, он активно всеми неправдами по линии кадровика продвигается по службе туда, "где платят больше". Кроме того, такие люди являются идеальным материалом в качестве офисных стукачей. В силу зависимости своего положения. Часто в эти схемы бывают вовлечены и руководители организации, хотя чаще всего кадровики работают в одиночку. Т.е. налицо довольно тривиальная схема шантажа, в которую человек залезает сам со своим фальшивым дипломом. Если же в ходе испытательного срока выясняется, что человек борзый, то его просто увольняют. Как без объяснения причин, так и припугнув поддельным дипломом. Равно как это происходит и тогда, когда он "борзеет" в дальнейшем и перестает слушаться кадровика. В некоторых организациях до трети сотрудников работают в таком вот качестве с поддельными дипломами, т.к. это приносит кадровикам огромный внештатный доход в виде откатов и полную информацию о том, что и где творится в трудовом коллективе в виде доносов и осведомительства. И они в этом заинтересованы. Так что здесь просто предпочитают молчать о втором конце этой палки.