Николай Юрьевич Романов

Россия, Москва / Париж

Могила российской внешней торговли и ее могильщики

VTO


В бытность мою студентом, один из «выездных» курсов у нас институте вел замечательный преподаватель И.И.Д. Как-то на одной из лекций кто-то из студентов спросил, - почему же СССР (на тот еще момент) не присоединится к ГАТТ (на настоящий момент – это элемент ВТО), ведь в этом случае сразу будут налицо все преимущества советской экономической системы, которая буквально завалит весь мир необходимыми товарами, сырьем и т.д. На что «великий старик» грустно посмотрел на будущего специалиста-международника и тихим голосом спросил: «- Молодой человек, вы когда-нибудь выращивали огурцы в зоне т.н. «рискованного земледелия», например, в Средней полосе России ?

Много у вас без парника вырастет ? Вот также и с присоединением СССР к ГАТТ. К Соглашению нужно было присоединяться либо сразу, - когда все ключевые страны мира были примерно в одинаковых промышленных, технологических, товарно-номенклатурных, экономических и финансовых отношениях, включая и примерную соизмеримость производимой ими продукции и оказываемых услуг, - либо не присоединяться к нему уже никогда, даже не задумываясь об этом. Потому что «поезд уже ушел», и в процессе конкурентной эволюции производственно-потребительских систем совокупные экономические, товарно-номенаклатурные, санитарные и технологические различия между присоединившимися и не присоединившимися к ГАТТ странами уже станут настолько велики, что исключат для последних, в случае их позднего присоединения к этому Соглашению, даже намек на какое-либо равноправие ввиду заведомо проигрышных позиций по всем статьям конкурентного давления. И никакие количественные преимущества советского производства здесь завоевать позиции не помогут. Даже если СССР и завалит весь мир самым разнородным сырьем и металлами, чего, кстати говоря, никто из политиков на уровне капиталистических экономик не допустит. В то время как сама страна столкнется с разрушительным и бесконтрольным наплывом широкой номенклатуры потребительских товаров с Запада».  

Применительно к практически состоявшемуся вступлению России в ВТО и перспективам, следующим из этого вступления ввиду понимания и обеспечения данного процесса властью особенно красноречивым было выступление В.В.Путина на XVI Экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Единственным содержанием которого было ничем не прикрытое: "Налетай!" Т.е. ввиду вступления страны в ВТО налицо предложение абсолютно любым экономическим и околоэкономическим агентам, имеющим деньги, на любых условиях "налетать" на то, что будет предлагаться к продаже в России, что в условиях членства страны в ВТО предполагает абсолютно все, что представляет некий практический или иной интерес, включая и государственный северенитет.    

Меня крайне редко кто упрекает в предвзятости к политикам или в деструктивных отношениях к государству, но то, что было озвучено, фактически переходит все границы. Поскольку олицетворяет знаменитую формулировку аукционщика ("Продается все!"), отдающего "с молотка" все, что есть в наличии. Также и здесь. Были бы деньги, и за них под ВТО отдадут все, для покупки чего этих денег хватит, - но лишь бы их платили сразу и наличными.    

Но этого мало. В последние дни получила широкую огласку, а заодно и дополнилась несколькими новыми «громкими» делами история с практикой ряда российских крупных компаний осуществления вывоза своей продукции за рубеж по заниженным ценам. В качестве основного аргумента против такой политики руководством страны, начавшим подобную травлю, значится некий ущерб, который государство недополучает от налоговых и таможенных сборов, а также иным образом за счет использования явных демпинговых внешнеторговых схем вывоза сырья и полуфабрикатов за рубеж. Кроме того, очевидно, что важной целью организованной борьбы с подобными предприятиями и их руководством является пресечение практики сохранения части доходов от внешнеторговой деятельности на счетах различных посреднических и приравниваемых к ним организаций за рубежом. Естественно, с большой помпой и шумом в СМИ, с бдительным выражением лиц ответственных сотрудников и властных чинов, всё происходящее выдается как неподдельное зло, которое должно незамедлительно пресекаться, а допускающие его лица – караться по всей строгости закона.  

В этой связи, не грех будет вспомнить весьма прозаические, но мало что говорящие рядовым обывателям моменты в практике российской внешней торговли, о которых подобные «государственные борцы» в своем «благородном начинании» забывают. Дело в том, что в отношении советских и в прошлом российских товаров в развитых государством действовали и продолжают в различных формах действовать сегодня защитные внешнеторговые барьеры, целью которых является значительное снижение количества ввозимой в эти страны из Российской Федерации продукции путем ее удорожания, а также путем затруднения ее сертификации и подтверждения количественных характеристик. Подобные меры в годы СССР, да и сейчас тоже, были необходимы в первую очередь из-за того, что огромное количество потенциально пригодной к ввозу в страны Запада из России продукции (поскольку российские предприниматели, не имея достаточного спроса на свой товар внутри страны, готовы были вывозить туда всё, лишь бы заработать побольше) легко было способно разрушить их собственные внутренние производства, - как за счет чисто количественного абордажа, так и за счет явно демпинговых цен, способных повлиять на рыночное равновесие этих стран. Как результат, незамедлительно начали бы страдать внутренние производители, что стало бы чревато закрытием крупных производств, утратой стратегической обеспеченности по ряду стратегически важных товаров, формирование зависимости от импорта, а также колоссальный выброс на улицу рабочих и служащих с закрываемых производств, результатом чего стали бы в свою очередь крупные социальные потрясения, дополнительная нагрузка на гос.бюджет в части социального обеспечения граждан, профессиональной и социальной реабилитационной политики и т.д.  

Именно поэтому, когда в начале 90-х из рухнувшей страны в «деньгообеспеченные» страны Запада хлынул поток накопленной в СССР стратегической продукции, сырья и полуфабрикатов всех видов, продаваемых по бросовым ценам, руководству тех государств не оставалось ничего иного, как выставить против этого потока защитные барьеры, значительно повышавшие цены ввозимой на территорию развитых государств продукции, в целях хотя бы какого-то сохранения внутренней экономической и социальной стабильности. В дальнейшем, большинство этих защитных барьеров так и не было отменено, что поставило перед российскими участниками внешнеэкономической деятельности вопрос о проникновении на западные рынки. Как результат, начали широко практиковаться различные транзитные схемы, налоговый арбитраж, оффшорные операции, обработка на территории свободных (по разному режиму) зон и т.д. Однако наименее затратными и хлопотными по организации, безусловно, были и остаются финансовые операции, к которым, в частности, и относится занижение стоимости ввозимого в развитые страны товара и т.д. с целью снижения его стоимости на внутреннем рынке.  

Достигается это предельно просто, - приведу два примера. Первый пример, - ввозная защитная пошлина развитым государством рассчитывается на основании стоимости цены товара. Второй пример, - аналогичная пошлина рассчитывается на основании обложения некоего количества товара, например, одной тонны. В данной ситуации, для упрощения дела, не будут учитываться практикуемые сегодня в мире различные базисы поставок (например – «ИНКОТЕРМС 2000») в части их приложения к оплате таможенных сборов. Предположим просто, что их нет. Хотя в реальной жизни они способны как существенно облегчить, таки усложнить дело внешнеэкономическим агентам.  

Очевидно, что в первом случае, чем ниже будет заявленная в контрактах стоимость ввозимого товара, тем меньше окажется окончательный размер пошлины, которой он будет облагаться, и которую заплатит продающая сторона. Как результат, товар попадет на внутренний рынок с минимальными ввозными издержками и сможет быть там продан по устоявшейся (условно) внутренней рыночной цене с прибылью. Именно за счет того, что был ввезен по заниженным ценам, прошел пониженное обложение, и у предпринимателей остался достаточный запас торговой маржи для продажи его внутри страны.  

Во втором случае, предприниматель будет платить фиксированную ставку пошлин и сборов с ввозимого количества товара, вне зависимости от его стоимости по контракту. Однако и в этом случае товар попадет на территорию развитого государства по сниженной по сравнению с внутренними производителями стоимости, с сохранение достаточного объема рыночной ценовой маржи для его продажи и получения внешнеторговой прибыли.  

В обоих случаях, практикующие подобные схемы предприятия окажутся в выигрыше, - они займут свои рыночные ниши на рынке внутри страны, начнут активное продвижение своей деятельности, установление деловых контрактов, реализацию коррупционных и прочих подобных схем в целях своего там закрепления. Плюс, - возможность для руководства таких компаний оставлять часть внешнеторговой выручки за рубежом для себя лично. Как с использованием агентских и прочих посреднических схем реализации продукции, как с правом, так и без права перехода собственности на реализуемый товар, так и с использование транзитных предприятий, выступающих в роли формально самостоятельных экономических агентов на территории развитых стран. Как с последующим перечисление валютной выручки в России, так и без оной, - в полном объеме или по сокращенному варианту. Способов здесь много.  

В то время как «честные предприниматели», работающих на рыночных условиях, очевидно, в подобных условиях даже не смогут выйти на западные рынки, поскольку с учетом всех поборов и обложений цена на их продукцию окажется в прямом смысле слова запредельной, и продать ее они не смогут даже себе в убыток.  

Т.е. как наглядно это видно, - подобные меры (в том числе и с заниженной стоимостью ввозимого товара) нужны для того, чтобы товар просто вообще бы попал на территорию чужого государства и мог быть там с прибылью продан. Почему именно там ? Потому что на внутреннем российском рынке адекватного объемам производства спроса на него нет. А те цены, которые за него предлагаются, меньше цен, которые можно получить в случае, когда приходится бросаться во все «внешнеэкономические тяжкие», чтобы хоть как-то реализовать готовую продукцию, не снижая объемов и без того низкого производства и не закрывая предприятия. Поскольку не следует забывать, что в нынешних «рыночных» условиях внутри России производители буквально задыхаются из-за давления на них государства при невозможности полностью реализовывать всё то, что они производят. Поскольку при предлагаемым и даже навязываемым им низким ценам внутри страны предприниматели просто прогорят. И как результат, - поскольку они всё-таки хотят ездить в дорогих машинах и изображать из себя обеспеченных людей, - эти люди вынуждены идти на всевозможные способы вывоза своей продукции из России за рубеж, - как с целью максимизации своих прибылей, так и для достижения иных весьма полезных им целей и задач, которая дает внешнеэкономическая деятельность.  

Всё было бы в этом случае хорошо, но не следует забывать, что российские экономические агенты не являются самостоятельными лицами. Они всегда кем-то контролируются, кем-то посажены на занимаемые ими должности, на них есть солидный компрометирующий материал, и без разрешения сверху ни один из людей, - реально располагающих доступом к выгодным внешнеторговым контрактам, - даже кашлянуть не посмеет. Поскольку действующая в отношении таких людей схема внутрисистемного теневого контроля незамедлительно отследить все их попытки «вильнуть на сторону», что незамедлительно закончится для них в лучшем случае потерей выгодной должности, положения в обществе и приближенности к ценной «кормушке». А в худшем, - значительным сроком должностной командировки далеко за Уралом или пулей не установленного лица. Поскольку ни для кого не секрет, что все подобные «деньгоприобретательные» внешнеэкономические схемы давным-давно контролируются, а получаемые в результате их использования незапланированные прибыли идут на поддержание нужных людей в единой коррумпированной бюрократической системе власти в стране, само ее существование и обеспечение дальнейшего функционирования. Однако всё это существует лишь до тех пор, пока подобная система не становится слишком уж громоздкой, когда все входящие в нее лица жестко контролируются страхом и взаимной подозрительностью и не смеют рассчитывать на большее сверх того, что им дозволено по занимаемыми ими в рамках системы должности и положению. Что тоже, заметим, немало.  

 С точки зрения административистики достаточно хорошо понятен механизм того, что происходит в настоящее время с коррумпированной системой государственной власти в России, какие разрушительные процессы происходят внутри нее в настоящее время, следствием чего стал актуальным вопрос о кадровых чистках и репрессиях. Содержание и причина которых предельно просты, - люди «обурели» (извините за конфуз) настолько, что перестали бояться ответственности перед системой, частью которой они являются. Что возможно лишь в случае утраты системой адекватного контроля над входящими в нее людьми. Следствием этого стало бесконтрольное своевольничание с их стороны, присвоение средств, которые раньше никак не должны были бы попасть им в карман, проявление всё больше активности и самостоятельности, что незамедлительно сказывается на стабильности всего государственно-административного коррумпированного аппарата в стране. Что, естественно, никто допускать не намерен и со своевольничающими сверх меры на свою пользу ренегатами будет вестись жесткая борьба. Как результат, - начинается борьба внутри уже самой системы (казалось бы – святая святых) путем попыток «чистки рядов». В том числе, и в части той части системы, которую представляют лица, ответственные за внешнеэкономический блок, как имеющие прямой доступ к деньгам и возможностям их получения. А как следствие этого – и их незаконное с точки зрения системы присвоение.  

Результат этого, - в государственную казну и в карманы коррумпированного чиновничества, всеми возможными и невозможными способами кормящегося в составе государственной машины, с российских промышленных предприятий и их внешнеэкономической деятельности, начинает недопоступать иностранная и «деревянная» валюта, что немедленно начинает сказываться на их личном благосостоянии. Следствие этого, - подобная деятельность руководства предпринимателей должна быть пресечена, контроль над внешнеторговым оборотом и денежными потоками установлен, а деньги должны начать идти в нужные начальственные карманы и распределяться в нужном направлении в рамках системы задействованных чиновников.  

Лица, «своевольничающие» с внешнеторговыми контрактами, известны довольно хорошо, снять их – минутное дело, - тем более, заклеймив публично с высокой трибуны. Однако вместо этого странным образом в своем недавнем выступлении Президент весьма конкретно, адресно и публично покусился на «святая святых» самой ресурсной базы системы власти, - на схемы осуществления внешнеторговых контрактов, практикующиеся уже более полутора десятилетий в России, а до этого – практиковавшиеся в СССР. Т.е. то, за счет чего живет не только вся система, но и он сам, являясь всего лишь пешкой в чужих руках в рамках нее. Одно дело, когда бы полетели вполне конкретные головы, но публично называть причины этого – это уже смертоубийство не только для всей системы коррумпированной власти страны, но и для страны в целом, в частности, за счет крушения основных экспортных областей народного хозяйства и экономики, способных в нынешних экономических условиях работать только так и никак по другому. В противном случае, нам вообще ничего не удастся продать за рубежом из номенклатуры экспортируемых сегодня товаров. Исключая ту мелочь и те из них, которые России милостиво позволят ввести в развитые и активно развивающиеся страны.  

В России в силовых ведомствах (и тем более, в случае их корпоративной заинтересованности, а также личной заинтересованности крупных чинов в их составе) важно лишь отдать команду «фас». Результатом отдачи которой станет теперь повальная (а отнюдь не выборочная) чистка и контроль над внешнеторговыми операциями, с целью их проверки на «рыночность». Выше я уже описал, почему ни один сумасшедший в России не станет продавать свою продукцию за рубеж по рыночным ценам. Он просто ее не продаст, - это экономически невыгодно и необоснованно. Т.е. говоря проще, - в России под угрозой сегодня находится практически вся внешняя торговля основными экспортообразующими товарами. Вся и вообще. После блистательных инициатив руководства страны. А не только должности и карманы отдельно взятых представителей системы, позволивших себе «своеволие» на внешнеторговых операциях. Поскольку люди начнут элементарно бояться работать по внешнеторговым контрактам, а зачастую начнут применять всё более изощренные и менее легальные способы такой работы. Не говоря уже о том, что они просто пойдут «на поклон» к нужным вышестоящим чиновникам, гонорары которых за «прикрытие» от этого в подобных условиях только лишь значительно возрастут. Говоря фигурально, - вместе с каждой забравшейся в улей осой наши руководители сегодня готовятся прихлопнуть мухобойкой еще и с полсотни медоносных пчел.  

Находятся, правда, энтузиасты, которые заявляют, что подобные действия связаны в первую очередь со вступлением России в ВТО, а вовсе не с борьбой за «чистоту рядов» внутри начавшей саморазрушаться коррумпированной системы власти. Однако, следует помнить, что в нынешнем состоянии российской экономики и само вступление в ВТО является смертельно опасным делом. Как для экономики страны, так и для ее населения, - а также самой коррумпированной административно-государственной машины, которая в условиях ВТО рискует еще больше утратить свою устойчивость, а процессы внутренней деградации внутри нее пойдут еще быстрее, чем они идут уже сейчас.    

Ввиду такой перспективы, в этой ситуации единственным спорным вопросом остаются т.н. «завышенные» цены на продукцию внутри страны, которые декларируются в качестве сдерживающего фактора и фактора недополучения государством всевозможных налогов и сборов. В реальности, как раз таки именно завышенные цены, устанавливаемые предприятиями на свою продукцию, реализуемую внутри страны, и являются той самой компенсационной базой для налоговых выплат с их экономической деятельности и «излишеств» с внешнеторговыми контрактами. Т.е. в нормальных условиях действия таможенных режимов (и прочих вариантов, схем и режимов защитного товарного обложения) против российских предприятий и их продукции за рубежом, общий объем налоговых поступлений в гос.казну в совокупности от внешнеэкономической и внутрироссийской деятельности предприятий равнялся бы тому его уровню, которое государство и так получает с этих предприятий официально за счет сниженных поступлений от внешнеэкономической деятельности и, наоборот, диспропорционально увеличенных поступлений от их деятельности внутри страны. Примерно, те же самые цифры бы получались. С той лишь разницей, что в России продавалось бы больше продукции этих предприятий, которая сегодня преимущественно направляется на экспорт (и, соответственно, на экспорт бы ее шло количественно немного меньше). Что тоже, на самом деле, не факт, т.к. в условиях не развивающейся российской экономики по ключевым стратегическим секторам такая продукция в повышенных объемах была бы никому не нужна. Как не нужна она и сегодня, - сверх тех объемов, ниже которых потреблять ее уже просто в стране нельзя. Что и подталкивает ее выбрасывать любым образом за рубеж.  

Кроме того, в подобных же условиях эффективного хозяйствования, возникли бы серьезные проблемы с получением и распределение денежных средств среди представителей коррумпированной административно-хозяйственной элиты страны, на что последние, по вполне очевидным причинам, никогда не согласится, пока занимают свои кресла и честно служат системе, обеспечивая ее целостность. И уж никак борьбе с коррупцией в стране подобные мероприятия способствовать не будут.  

Соответственно, в этой связи возникает вполне закономерный вопрос, - неужели действующий Президент и власть в лице «системы» не понимают, что они творят, публично совершая подобные действия в отношении руководства предприятий внешнеэкономической направленности, а как следствие этого – по сути, всей государственной внешней торговли ? Или у него советники такие «блестящие» ? А ведь рассмотренный пример – это лишь мелочь из той массы негативных событий, которые повлечет за собой разрушение сложившейся системы внешнеэкономических отношений и работы предприятий, частично или полностью ориентированных на внешний рынок. Например, в результате возникновения проблем с вывозом продукции по сниженным ценам, российские предприятия будут вынуждены начать сокращать объемы ее выпуска. А вовсе не снижать внутрироссийские цены. Поскольку спроса на их продукцию в условиях не развивающейся экономики это все равно не прибавит. И как следствие этого – адекватных денежных поступлений им ждать неоткуда. Результат, - сокращение и закрытие производств, банкротство и без того едва дышащих уцелевших предприятий, уход рабочих с заводов и фабрики на улицы, забастовки, социальная нестабильность и т.д. Людям ведь не объяснишь, что виноват не директор предприятия, а руководство страны, желающее получать всё себе.

А у нас в стране и так рабочих практически не осталось уже на общем фоне всевозможных служащих. А это означает дополнительный приток неконтролируемых мигрантов из бывших советских республик, со всеми отсюда вытекающими в виде нагрузки как на коренное население страны, так и ее правоохранительные органы. И так далее. И уж тем более, с пресловутым экономическим ростом в России придётся в этом случае распрощаться.   Впрочем, правда, не исключено, что дальше очередной показательной говорильни у российского руководства и в этот раз дальше ничего не пойдет. Как то неоднократно бывало раньше. Однако общий эффект на внешнеэкономическую ситуацию в стране это выступление бесспорно окажет. Поскольку люди элементарно начнут бояться работать на экспорт, а всевозможные схемы, по сложившейся в стране традиции, будут разрешены к проведению лишь «своим», отсекая от прибыльных участков посторонних лиц и ничего не меняя по сути в сторону какого-либо улучшения ситуации.  

Выражаясь словами одного из бывших премьеров страны М.Касьянова «Не нужно рубить сук, на которых сидишь». Очень, заметим, удачно оговорился человек в интервью 1-му Каналу ЦТ в бытность свою премьером.    

Впрочем, возможен и другой, сам собой напрашивающийся вариант ответа. Этих людей совершенно не интересует то, что со страной будет, равно как и то, что и как в ней происходит. Поскольку очевидным является проблематика и нереализуемость преемственности действующий коррумпированной административной бюрократии и ее невозможность сформировать процесс автоматического восполнения своего кадрового массива, аналогичного по уровню лояльности тем кадрам, которые объединены общим советским «корпоративным» прошлым, представляя собой лиц, вступавших в КПСС и Комсомол в качестве приспособленцев с единственной целью преуспевания в жизни, службе, карьере и материально-должностном благополучии, которые предоставляла в СССР правильная идеологическая база в виде дополнительной контролирующей надстройки над обществом. Собственно, которые и формируют сегодня властную, хозяйственную, экономическую и административную элиту советского периода формирования, пока еще удерживающую ситуацию под своим контролем. Что продлится ровно до следующих выборов, когда этим лицам придется вынужденно, в силу чисто биологически-возрастных факторов, начать сдавать позиции по всем направлениям.    

Поэтому страну сегодня эти люди уже фактически похоронили, как похоронил ее Запад, предпринимающий сегодня шаги, чтобы заранее обезопасить себя в будущем мире, который наступит уже через 15-20 лет. И поэтому сегодня каждый, кому это доступно, тащит в России к себе то, до чего может дотянуться, чтобы хотя бы как-то обогатиться на фактически уже умершей и готовой окончательно распасться стране. А также предпринимаются активные попытки «закручивания гаек» и максимального упрощения административной вертикали власти и характера взаимодействия ее структурных звеньев с целью избежания потребности в большом числе кадров. Не говоря уже о попытках любыми способами «навербовать» и искусственным образом сформировать из числа представителей молодых возрастов потенциальных кандидатов на вхождение в «систему» за счет формирования у них полной ей лояльности и подконтрольности. Что далеко не всегда и в отношении далеко не всех бывает удачным в силу отсутствия у «кандидатов» полноценной идеологической сформированности, которая была присуща старым кадрам советской школы.    

Так или иначе, не следует забывать, что внешняя торговля - это главный и по сути единственный источник поступления ресурсов в «систему». Поэтому любые попытки своевольничать в данном направлении должны пресекаться, чтобы обеспечить системе достаточный ресурс для существования. Другое дело, что с подачи мероприятий в рамках обеспечения уже практически состоявшегося вступления России в ВТО вся сложившаяся система внешней торговли страны рискует полностью завалиться. А вместо результата по улучшению ситуации для самой коррумпированной системы, практически гарантировано развитие ситуации в корне по обратному сценарию. В любом случае, определяющим фактором, позволяющим эффективно оценивать перспективы находящихся у власти лиц, как были, так и остаются суммы внешнеторговой выручки, которые тем или иным образом идут в страну или остаются за рубежом в отношении к общему объему внешнеторговой выручки как контролируемой государством или поступающей в его пользу, так и относимой к частному или формально частному бизнесу.    

Поскольку если в начале 90-х ХХ века со всего мира в Новую Россию хлынули ничем не контролируемые горы неликвидных и устаревших товаров, равно как и с конца 90-х и начала т.н. «нулевых» страну захлестывает поток китайской продукции, несколько сдерживаемый пусть и слабыми, но все-таки действующими российскими таможенными и иными ограничениями, то в самой ближайшей перспективе, с оформлением вступления в ВТО, в страну снова хлынет тот же самый поток, что и в начале 90-х годов, с той лишь разницей, что в тот период неликвидные и устаревшие товары еще были сравнительно качественными, в то время как теперь даже китайская продукция будет казаться эталоном качества по сравнению с тем, что будет поступать в страну из неликвидов нового поколения со всего мира из развивающихся стран. Собранных непонятно кем, непонятно на чем, непонятно где и непонятно с использованием каких технологий, стандартов и какого сырья. При том, что контролироваться традиционными внешнеторговыми инструментами и защитными барьерами формально данный процесс не будет. Равно как и активизация иностранного капитала в сфере внешней торговли, которая обеспечит не только открытый доступ практически всем желающим на российский рынок, но и позволит им самим контролировать этот рынок, устанавливая на нем правила игры.  

Поэтому в этой связи, с учетом изложенного выше как-то даже с некоторой благодарностью начинаешь воспринимать российскую коррумпированную бюрократическую систему, основной комплекс противоречий которой связан между противостоянием региональной и центральной бюрократии в борьбе за интересы и влияние на местах. Местная бюрократия в этой связи предстает даже в новом позитивном свете, поскольку именно ей, как то ни парадоксально, будет выгодно максимально активно противодействовать внедрению на ее территории любых третьих лиц,- будь то из других регионов, из центра или из-за рубежа. Поскольку это приведет к утрате ей источника материального благополучия и влияния в связи с выходом из-под ее влияния рычагов экономического и финансового приложения механизма изъятия административной бюрократической ренты. Да и иностранный капитал, запуганный нравами российской глубинки, вряд ли будет спешить к внедрению туда, в том числе и на внешнеторговом поприще. 

Николай Ю.Романов

2053
 0.00