Николай Юрьевич Романов

Россия, Москва / Париж

Курящиеся Курилы

Putin
 

“Как бы ни хотелось обратного, но на данный момент уже есть все основания для того, чтобы рассматривать перспективу утраты Курил Россией как вполне реальную. Действующий премьер-министр Японии поклялся в прямом эфире всей нации, что "поставит точку" в вопросе спорных островов Курильской гряды. Просто так, для повышения рейтинга или чтобы ... навредить Путину, как сейчас многие пишут, он делать бы этого не стал. Значит, есть все основания надеяться на положительный исход вопроса для Японии. Тем более, что сюда же относятся заявления японской стороны о сохранении прав и имущественного статуса российского населения островов, т.е. что выгонять их не будут. Хотя вполне могут низвести до уровня обитания в резервации. Плюс, ряд иных заявлений по Курилам. Включая отсутствие требований по компенсации для российской стороны. Очевидно, что японский премьер-министр ради снижения рейтинга Путина этого делать бы не стал. Т.е. японцы ждут от него конкретных озвученных действий. В то время как россияне все больше понимают, что их в очередной раз провели "во их же благо". Вопрос лишь в том, в какой форме будет оформлена передача или иная форма утраты российского суверенитета над четырьмя спорными островами Курильской гряды. 

Главная причина всего происходящего, включая и пресловутую логику событий, заключается в том, что Россия как не имела, так и не имеет и сегодня внятной политики по спорным островам Курильской гряды и главное, - по их развитию. И это - несмотря на то, что еще в начале "нулевых", когда страна уже (на тот момент) испытывала избыточный приток валютных ресурсов, неоднократно на уровне первых лиц государства делались предложения о развитии этих островов по т.н. "тайваньскому" принципу развития, что позволило бы легко и с минимальными затратами средств превратить их в центр "дальневосточной цивилизации" со статусом региональной СЭЗ, высоким экономическим потенциалом и мощной перспективой развития курортно-развлекательного центра для всех стран региона. 

Тогда это все было отклонено. Пожадничали. Что происходит сейчас ? Россия, в лице своего руководства, реализует тот же самый принцип, который бытовал в стране последние 27 лет. А именно, предлагает какой-либо иностранной стороне (в данном случае, японской) "освоить" за свой счет какой-либо перспективный ресурс на территории Российской Федерации (в данном случае - проблемные Курильские острова), с обязательной выплатой за это право "административной ренты" российской стороне или иным российским кураторам. Так сказать, за право пользования. И на правах участия в разделении прибыли. При этом, российская сторона формально предоставляет лишь российскую территорию (как в случае с дальневосточными регионами вблизи границы с Китаем, где сейчас ведется варварская "разделка" всего того, что там есть), а все остальные инвестиции, включая развитие инфраструктуры и всего прочего, берет на себя (в данном случае) японская сторона. Т.е. предлагается формула "земля российская - инфраструктура японская". Все, что там, на островах, понастроят японцы, - будет японским. А земля, на которой все это будет построено, как и ее ресурсы, остаются российскими. И японцам будет предложено за это все платить России. Вечно. Попутно, российская сторона оставляет за собой право разрешать или запрещать японцам, что им строить и развивать, а что - нет, на территории островов. 

Японскую сторону такой подход не устраивает. Ни по одному из пунктов. Они так и настаивают на позиции полной и безоговорочной передачи им спорных Курильских островов без каких-либо выплат компенсаций, роялти, ренты и т.д., как сейчас, так и в будущем. А такая позиция не устраивает уже российскую сторону. Которая привыкла последние почти три десятилетия ничего не делать и лишь, извините, "сидя на заднице", предлагать разрабатывать ресурсы страны за упомянутую выше административную ренту иностранным агентам. Так сказать, по сходной цене. 

Очевидно, что по такому положению дел сторон договориться они не смогут. Даже в условиях катастрофического положения с валютой и общего экономического состояния в России. Потому что российские власти с этого ничего иметь не будут. А раз так, то остается только надеяться, что в этот раз жадность российской власти сыграет на пользу стране, не дав отколоть от нее эти четыре пусть и маленьких, но все-таки кусочка ее территориального суверенитета. И все эти так называемые "лавровские песни" в отношении перспектив передачи Курильских островов, раздающиеся по линии МИД РФ и других российских организаций, осуществляющих деятельность в международной сфере, так и останутся лишь “белым шумом”. К делу отношения не имеющим”.

"В самой Японии и на Западе (США и ЕС) уже сейчас пресловутое общественное мнение настроено на то, что Россия Курилы отдает. И что страну нужно уже сейчас местным политикам "давить" дальше на предмет всяких спорных территорий, экспроприированных ценностей и всего прочего, что так или иначе страной было (условно) присвоено. Т.е. это не только общественное мнение в России и в Японии. Оно формируется и доводится к своей кульминационной точке по всем заинтересованным странам мира. В дополнение к общей антироссийской политике и риторике сегодняшнего дня. Т.е. УЖЕ считая, что Курильские острова УЖЕ фактически отошли к Японии, чему мешают лишь какие-то формальности, местные активисты УЖЕ считают, что УЖЕ пришло их время требовать от России каких-то возвратов, уступок и компенсаций. УЖЕ. Вот это ключевое слово. Хотя формально еще ничего не только не подписано, но даже и непонятно на какой стадии обсуждения находится.

Вопрос в том, что японцы категорически отказывают платить. Сколько-нибудь. Даже в чисто формальном виде. Гордость не позволяет. А нашим гордость позволяет. Так что не исключается даже, заметим, вариант переноса управления островами под международный суверенитет. Лишь бы не под российским контролем. Уже до этого доходят варианты обсуждений."

"Какие именно есть основания, чтобы Россия рассматривала в перспективе утрату Курил ? Неспособность физически удержать эти территории. Из-за отсутствия и исчезновения населения. Как это было с русской Аляской и русской Калифорнией. А сейчас происходит с Сибирью и Дальним Востоком. Вы никогда не бывали на этих островах ? А мне доводилось. Девственный край. Что понимаешь особенно ночью, когда кругом ни огонька, кроме звезд. Редкие огни одиноких лампочек освещения. И бараки всех типов и периодов советской истории. А где-то на юге пылает зарево огней. Там - Япония. На нашей территории - только военные, остатки совершенно спившегося местного населения и специалисты, которых завозят на острова вахтовым методом работать на местных предприятиях. Местных рабочих на них не берут. Поскольку это полностью спившаяся и деградировавшая публика. Т.е. устойчивого населения, способного жить на самообеспечении, там нет.

При том, что это лишь часть общей катастрофической ситуации дальневосточного региона. А общий посыл ситуации заключается в том, что Россия утратит контроль над своими территориями Сибири и Дальнего Востока вплоть до Урала. Что-то отойдет Китаю, что-то Южной и даже Северной Кореям, что-то - Монголии, что-то США и Великобритании, а Японии отойдут остров Сахалин и острова Курильской гряды до Камчатки. Оружием там ничего не удержать. И армией тоже. Китайцы вполне мирно возьмут свое. Как и японцы. Которые тоже свое получат. Но для этого нужно время. А японцы не хотят ждать. И потому торопят события. Чтобы успеть закрепиться на островах и на своих перспективных территориях до того, как начнет основной дележ российского наследства Китай, который может и не согласиться с претензиями японской стороны.

Т.е. фактически Сибирь и Дальний Восток уже поделены. Они - не российские. В системе МО их так уже и воспринимают. Как территории, которые страна удержать не в состоянии. Вопрос лишь во времени, когда эти территории начнут де-юре и де-факто переходить к их новым владельцам. Под прямой или опосредованный контроль. Поэтому и торговаться они с Россией по данному вопросу не хотят. Т.к. по факту уже все решено. И сделать Россия по данному направлению ничего не может. Т.к. российского и пророссийски настроенного неселения все одно нет и взяться ему там неоткуда.

В целом же, если брать во внимание все уровни вопроса, то главная проблемность для страны здесь заключается в другом. И о ней пока в России никто даже не упоминает, но в "заинтересованном мире" уже ждут с интересом развития ситуации. Дело в следующем. Предположим, что Россия отдает данные территории. В этом случае, ввиду нарастающего по всей стране последние примерно 5 лет административного кризиса на уровне местных правящих элит и этно-религиозных бюрократий, стремящихся выйти из-под контроля слабеющего и прожорливого федерального центра, становящегося для них все более неприемлемым, - проявившегося в событиях в Кемерово, а затем в Дагестане и Ингушетии, - представители этих самых элит на любом региональном уровне просто обращаются к населению по местным каналам СМИ, с публикацией данной информации в сети Интернет и с обеспечением распространения ее в мировых и федеральных СМИ, что они .. отказываются выполнять указания и распоряжения федерального центра. Мотивируя это тем, что не хотят, чтобы и их регионы, как произошло с частью территорий Ингушетии, с Приамурьем, а также с (если это случится) Курильскими островами, без ведома их населения и без согласования с ним федеральный центр передал бы какой-нибудь другой стране. Или иным образом "распорядился" бы этой территорией без ведома местного населения. Как это уже происходило с разного рода участками океанского шельфа и иными областями экономических интересов страны. Как было в Москве, - когда недавно продали дом под снос вместе со всеми жильцами и без их ведома. Да еще и в суде потом доказали, что все было законно. Т.е. действуя в своем статусе властных компетенций сугубо с точки зрения не защиты своих личных и клановых интересов, а обоснованной защиты интересов населения на региональном уровне. Фактически объявив Центр вредительской стороной. Опираясь на этот тезис, "посыпется" вся страна, этническое руководство регионов которой начнет делать подобные заявления. И никакие силовые структуры не будут в состоянии навести здесь порядок. Потому что ни в чьи гарантии на федеральном уровне население уже не верит. И поддержит ту региональную власть, которую федеральный центр попытается снять за такое вот прямое обращение к народу в разрез с интересами Центра. Будучи вынужденным последние годы просто выживать за свой счет, всякий раз вздыхая, что на него навешивают какие-то новые поборы и сомнительные инициативы.

Вот это - действительно серьезная перспектива, которая тут же начнет разворачиваться в случае передачи центром на любых условиях Курил Японии. И вот в этом как раз и будет заключаться основа кризиса российской государственности по административно-территориальному признаку. Именно в прямой апелляции региональной бюрократии и центров силы к населению в противовес федеральном центру, опираясь на тезис о том, что нельзя допустить, чтобы и эти регионы кому-нибудь отдали без учета мнения населения (и региональных властных элит). А это уже - дробящий государственный кризис по территориальному признаку. И с этим стране и ее руководству в Центре уже поделать ничего не получится".

Николай Ю.Романов
(из интервью изданию “Фигаро”, 08.01.2019г.)