ПРАКТИКА ЛИДЕРСТВА

75243861


ПРАКТИКА ЛИДЕРСТВА

Чтобы точно управлять самими собой, необходимо знать информацию, которая поступает к нам, в том числе через сны. Особенно когда мы сталкиваемся с важной си туацией в жизни и на работе. В конце концов, сновидение — это часть нас самих, а значит, оно указывает на то, что происходит с нами самими, иначе мы бы просто ничего не видели во сне. Слово «сновидение»* происходит от ла тинского Se Omnium, что означает индивида в отношении ко всему, ко всем, в связи со всеми. Уже обращение к этимологии помогает нам понять значение этого инструмента познания. Говоря простым языком, сновидения — это наше достояние, их голос и их послания идут из глубины нашего внутреннего мира. Поэтому нам следовало бы научиться рассматривать сно видение как панораму всех условий и возможностей до стижения успеха в контексте, в котором мы живем и дей ствуем.    
 
Для того чтобы облегчить себе понимание процесса интерпретации сновидений, необходимо свыкнуться с мыслью, что сновидение представляет собой своеобраз ный «рентгеновский снимок» психики и, как таковой, снабжает нас информацией о текущем состоянии нашего внутреннего мира.   Среди различных методологий интерпретации снови дений я советую онто-психологическую. Сновидение представляет со бой своеобразный «рентгенов ский снимок» психики и, как таковой, снабжает нас инфор мацией о текущем состоянии нашего внутреннего мира. Сновидение представляет собой внутри психическую  информацию, оно позволя ет нам осуществлять опера тивное структурное прочте ние реальности субъекта. Подобно тому, как с помо щью технологий на экране монитора мы можем ви деть то, что происходит в операционном зале или на крупном промышленном пред приятии, в теле человека или внутри вулкана, точно так же сновидение позволяет нам рассматривать действие из нутри.  
  • 1) Сновидение использует иерархию реальной значи мости: наиболее реальное, важное в данный момент ста вится на первое место. Из бесчисленного множества  разнообразных входных данных сновидение позволя ет нам отобрать самые важные.
  • 2) Сновидение —это экзамен, которому природа ежеднев но подвергает поведение субъекта. Вне всякого сомнения,  это источник самой свежей информации. Задумайтесь о  том, что и в этот момент в вас протекает нейрическая  деятельность, хотя и на бессознательном уровне. 
  •  
Доста точно одной секунды, чтобы получить онейрический об раз, дающий нам всю полноту информации — точно так же, как первоклассному хирургу достаточно одного рен тгеновского снимка, чтобы составить представление о состоянии внутренних органов человеческого тела. Так почему бы этим не воспользоваться?  
 
Сновидение — это совокупность образов, идентифици рующих реальное состояние субъекта на биологическом, психологическом, оперативном уровнях. При этом про екции, образующие сновидение, вырабатываются висце-ротоническим (нейрогастроэнтерологическим) мозгом и монитором отклонения.  Онтопсихологический метод выявил способ, крите рий, позволяющий понять и формализовать эту интуи­цию, присущую человеку от природы.
 
Чтобы получить доступ в этот архив логической де ятельности, мы должны владеть основами его языка — ина че мы попросту ничего не поймем, подобно тому, как не можем понять, что говорит нам другой, если не владеем языковым кодом, который он использует для выражения своих мыслей.  В соответствии с онтопсихологической методологией, вся архитектура сновидения должна пониматься исключи­тельно исходя из логики субъекта, видящего сои.   Сновидение — это язык ответа на потребности субъ екта. Сновидение интересует не наука, политика, мифы, традиции, другой человек, а исключительно индивидуаль ная жизнь того, кто видит сон. Субъект может обладать определенными убеждениями, но сон не говорит соглас но его сознательным убеждениям, он использует другой язык на основе исключительной объективной потребно сти субъекта. Три универсальных критерия интерпретации сновидения:  
 
  • 1.   Функциональность природы объекта или контекста, на  который указывает символ, с точки зрения человека. Значение  символа определяется не свойствами предмета, который  представлен этим символом, а его реальной пользой для  человека, живущего на этой планете. В символе необхо димо уловить логику функциональной пригодности для  субъекта.  Если человек видит во сне мышь, он должен спросить себя: «Для меня, человеческого существа, что конкрет но означает мышь, какова ее функция по отношению ко мне?». Мышь — это грызун, который портит мои вещи и причиняет мне вред. Или же он видит бабочку: «Что та кое бабочка, какова ее функция по отношению ко мне?». Это летающий червяк, поедающий выращенный мною, земным человеком, урожай, то есть насекомое, уничтожа ющее плоды моего труда. Или, допустим, кому-то снится балерина. Какова конкретная функция балерины? Враще ние впустую: этот символ всегда указывает на бесполез ную, впустую растрачиваемую жизнь.

  • 2.  Причинная действенность символа. Имеет значение не  сам символ, но то, что он производит для меня «здесь и  сейчас». Истина познается по плодам, и лишь по ним мож  но определить, на каком дереве они выросли: лишь следс твия, порожденные знаком в субъекте, могут подтвердить  или опровергнуть ценность этого знака. Под «следствия ми» понимается конкретный позитивный результат, по лучивший наглядное подтверждение, согласно организ- мическим канонам, через экзистенциальное здоровье  субъекта в историческом измерении. Позитивно все то,  что приносит здоровье и удовольствие, увеличивает дейс твие и опытное переживание в «здесь и сейчас» конкрет ного, все отличное от этого — негативно.  Если человеку снится, что он пьет кофе с молоком вмес те с другом (подругой), то речь идет о позитивных отно шениях, так как молоко и кофе являются для человека пи тательными элементами. 

  • 3. Семантическое значение символа, или то, что он значит для субъекта, на которого направлен.Уметь любить свою игру. «Особые» отношения   «Особый» (distinctus) — причастие прошедшего време ни правильного латинского глагола distinguo. В этом поня тии заключен глубокий смысл. Термин «особый» (distinto) всегда указывает на превос ходство, в то время как прилагательное «другой» (diverso) может означать и положение более низкого уровня. Че ловека никогда не называют особым, если он хуже дру гих или наравне с ними: «особый» неизменно отсылает к чему-то благородному, высококлассному, к понятиям из области лидерства, таким как «способность», «потен циал», «действие» — в смысле квалификации, достоинств, и «признание» — в смысле продуктивности, результатов.  Мы рассмотрим прилагательное «особый» в трех аспектах: производство, связь-отношение, специфика. Общим для этих трех прикладных аспектов является объект предприятия, объект труда, объект оказания услуг, предложения, спроса.
 
 
Таким образом, молодой лидер, готовый производить услуги или что-либо другое, должен обладать способностью к производству чего-либо особым образом. Отличное конкурентоспособное производство означает, что он предоставляет услугу экономически и ка чественно отличную; она отличается, она лучшая. В конечном счете, рынок основан не на первичных (та ких как еда и питье), а на вторичных потребностях: люди покупают, чтобы ощущать свое превосходство. Это озна чает, что лучшие фирмы и операторы предоставляют не что конкурентоспособное и особое. Если человек собирается приобрести продукт, пользу ющийся спросом, он отправляется за ним к лучшему про изводителю, то есть к тому, кто при максимальной эконо мичности способен гарантировать наилучший результат (а не к самому изощренному или тому, кто предлагает больше услуг).   Второй связанный с данной темой термин — это способ ность выстраивать отношения.
 
Лидер, менеджер — это тот, кто умеет создавать наилучшие личные отношения в свя зи с объектом, который продает, предлагает. Личность более значима, чем продукт. Круг людей, ведущих дела вы сокого уровня, весьма ограничен; и наоборот, масса бес численна. Для того чтобы руководить всей европейской экономикой, достаточно пяти-шести людей, пришедших к согласию. Разумеется, эти индивиды необязательно яв ляются серыми кардиналами: это люди, обладающие осо быми по превосходству умом и конкурентоспособностью и способные повлиять на что угодно. Все упирается в спо собность. Таким образом, фундаментальной является способ ность выстраивать отношения, налаживать контакт с людьми, имеющими вес в соответствующем секторе, на соответствующем рынке; персонажи могут быть самыми разными, противоречивыми, однако в делах, в умном бизнесе идеологий не существует — все подчинено эко номической стратегии. Поэтому старайтесь искать свя зи среди лидеров: именно они станут вашими лучшими клиентами.  
 
Рынок создают эффективные лидеры, лидеры причин ности. Эти субъекты являются активными операторами рынка. Важно помнить о том, что настоящим делом для великого человека всегда становится другой великий че ловек. Понятно, что с великим нельзя мошенничать, нель­зя притворяться: следует действовать честно. Заработок, успех всегда приходят в результате взаимной честности. Хорошо продает тот, кто умеет лучше покупать. Третий аспект: как ты умеешь делать то, чем ты решил заниматься? Насколько то, что ты хочешь дать другим, кажется действительно стоящим, красивым и захватыва ющим тебя самого? Насколько это твое, насколько ты вла деешь этим и знаешь это? И прежде всего, насколько это полезно для других?  Зачастую люди занимаются тем, что не является для них «своим»: это то, чего они не знают, не любят, что приль нуло к ним, словно почтовая марка, что слишком далеко от музыки, проживаемой ими психологически и физио логически. Особенный, тот, кто тотально знает объект, кото рый производит и предлагает другим, тот не ведает ни проблем, ни кризисов. Тот всегда побеждает.  
 
Тем самым он устанавливает связь с онто Ин-се.   Во всем, что ты создаешь, пишешь, продаешь, именно это становится trait d union* между тобой и всеми остальны ми, подчеркивая твою способность к опережению. Ты должен быть сведущим, а значит, максимально любить то, что делаешь.  Самое главное заключается в том, чтобы превосходно, мастерски знать свою продукцию, то, что ты представ ляешь, свое предложение или спрос. Ты должен быть сверхкомпетентным во всем, что касается объекта твоей деятельности — более компетентным, чем специалист по торговому праву или адвокат. Они будут делать свою ра боту, но ты должен на высоком профессиональном уров не знать обо всем, что связано с твоим делом. Это твое создание, часть тебя. Другие будут работать на тебя ради денег, они никогда не поймут специфичного объекта, изо бретенного тобой, этого предмета искусства. Они будут служить тебе потому, что ты им платишь. Лидер всегда вы ступает первооткрывателем, оплодотворяет свой бизнес, он устремляется от рубежа к рубежу и всегда движется на полной скорости.   Пять основных факторов, влияющих на успешность малого и среднего предприятия Три аспекта, из которых складывается «критическая точ ка» всех молодых предпринимателей:
 
 
  • 1) Едва заработав денег — легальным или нелегальным  способом, — молодой человек (для самоудовлетворения) тут же стремится выставить себя напоказ, «сделать так, чтобы  все об этом узнали». Начинается щегольство, «разбрасыва ние» денег: молодой человек покупает новую машину, за городный дом, заводит друзей определенного типа, прово дит отпуск в определенных местах, позволяет себе бурные  сентиментально-эротические отношения и т.д.  Первая волна заработка обычно провоцирует чрезмер ные траты. Однако еще более важный момент заключает ся в недооценке участия государства, законов, соседей, ко торым, конечно же, не по душе признавать победителя.

  • 2) Второй момент неизбежного разрушения - исполь зование молодых людей «крупным капиталом» (промыш ленными предприятиями, банками и т.д.). Влиятельные  финансовые корпорации постоянно используют передо вую молодежь, которая чувствует себя «в фаворе» от по лученной высокой административной должности в ком пании (предполагающей в ответ их личную гражданскую и уголовную ответственность) и сопутствующих ей при вилегий. Таким образом, банк или промышленное пред приятие отождествляют себя с данным субъектом, кото рый будет работать, неся на себе полную ответственность за деятельность компании, и через какое-то время — это уже заранее предусмотрено — будет «пущен в расход».
  • 3) Третьим недостатком является психологическая не зрелость. В возрасте 24-26 лет молодой человек уже обла дает определенным уровнем зрелости, культурой и опы том. Но каких бы вершин он ни достиг в этом возрасте, это всегда только начало. Он — все еще немного ученик, «практикант», для которого открыты огромные неизве данные пространства на пути к достижению реальной зрелости. Его логико-историческое «Я»1, находящееся еще в подростковом возрасте и привыкшее управлять сум мой в четыре-пять тысяч евро в месяц — ограниченным доходом, отвечающим его физическим потребностям, вынуждено теперь просчитывать открывающиеся пути к удаче, власти, успеху. Логико-историческое «Я» субъек та сталкивается с необходимостью управлять непомерно огромными для него средствами, имея в наличии лишь убеждения и навыки, которыми оно пользовалось в воз расте двадцати двух лет. И как бы молодой человек ни ста рался быть гением, существует слишком много пробелов в его знаниях, опыте, не позволяющих ему соответствовать четко, я бы сказал, «механически» заданным элементам исторической конкретики, окружающей среды, «именно этого предприятия». В молодом лидере обнаруживается эта психологическая незрелость, проявляющаяся в том, как он оперирует объектами и возможностями ситуации, намного превосходящими порог зрелости его сознания. Рано или поздно неизбежно происходит надлом. По сути, это происходит из-за того, что он не сумел использовать свой «час тигра», предоставленный конкретными истори ческими обстоятельствами.
 
 
Этот третий аспект — психологическая незрелость перед лицом исторического события, открывающего возможность до стижения успеха в обществе, - является самым важным. Лейтмотивом каждого предприятия является конку рентоспособность и способность к взаимодействию. Этот тандем определяется как «способность к взаимодейс твию с отдельными единицами, приносящими прибыль, кото рые помогают, защищают, укрепляют, охраняют». То есть речь идет о том, чтобы научить преодолевать те факто ры, которые могли бы затормозить ритм сердцебиения малого и среднего предприятия, для которого внутренне присущ бином «конкурентоспособность и способность к взаимодействию». Когда предприятие стоит на пути социального и эконо мического успеха, необходимо учитывать пять ключевых моментов:
 
  • закон;
  • организация персонала (основных средств, структур);
  • предприниматель (ответственное за предприятие лицо);
  • внешние отношения (пространство, люди, способы взаимо действия);
  • характерные черты и психология рынка (этническо-эконо-мический аспект).
  • 1) Закон.  В настоящее время закон является приоритетным по от ношению к деньгам, и поэтому, начиная какое-либо дело, необходимо всегда учитывать его. Сегодня, как никогда пре жде, закон является продуктом демократии. Больше не су ществует диктатора, исполнительного органа, состоящего исключительно из членов одной партии: хорошо или пло хо, но сам народ в рамках дозволенного создает законы.
 Куда можно ходить и что можно делать — эти нормы устанавливаются большинством. Нет смысла в абсурдной борьбе одних против других, теперь уже является очевид ным совместное правовое управление (право latu sensu: «что говорит общество»). Некогда имело ценность «то, что говорит Бог», «то, что говорит диктатор», «то, что говорит традиция». Сегодня ценится «то, что говорит общество», «местное сообще ство и окружение», «рабочий комитет».
 
Право личности теперь является внутренним делом каждого, благодаря чему человек еще остается повелителем и арбитром соб ственного онтологического благополучия.   Тем не менее, когда кто-либо вступает во владение эко номическими, материальными благами, благом потреби теля, он становится зависимым от общества. Фактически, источником права является реальность, изъявленная на родом, проживающим на определенной территории. Не имеет смысла разбираться, правильно это или нет, истин но или ложно, подлинно или фальшиво. В своем парла менте народ уже принял решение в отношении тех зако нов, которые, будучи однажды написанными, определяют и устанавливают, что нужно делать с богатством: накапли вать или расходовать.  По нашим законам, каждый имеет право мешать дру гому, а не помогать ему. Нет ни одного закона, который устанавливал бы возможность помочь другому, а вот предъявить ему обвинения в совершении какого-либо преступления — разрешено.
 
  • 2) Организация персонала, средств и структуры.  Необходимо формализовать, конкретизировать и гар монизировать то, что имеешь, то есть уметь придавать единую форму различным подразделениям предприятия для достижения поставленной цели.
 
 
В связи с этим, главное — добиться синхронности дей ствий персонала с используемыми на предприятии техни ческими средствами. Зачастую фирмы, имеющие лучшее техническое оснащение (лучшие компьютеры, лучший доступ в Интернет), не имеют сотрудников, которые уме ли бы пользоваться этим оборудованием. Из сотрудников, которых предприниматель принимает на работу, он дол жен уметь формировать маленькую группу (состоящую из телефонного оператора, секретаря, специалиста по нало говым вопросам и т.д.), которая создает его первую тер риториальную психологию.  
 
 
В процессе формирования собственной команды из сильных профессионалов зарплата не играет веду щей роли. Главное — способность руководителя найти функциональное применение ответственности и ума со трудников, которые, естественно, этого хотят и на это способны. Других следует либо уволить, либо держать в стороне, если договорные отношения или обстоятель ства не позволяют сразу с ними расстаться. Лучше пла тить зарплату впустую, чем позволить этому человеку работать в «святая святых» компании, потому что он мо­жет причинить ущерб там, где задействованы большие деньги.   Важно также обслуживание рабочего помещения, офи са. Игнорирование этого требования приводит многие компании к банкротству. Сотрудник может простудиться из-за оставленного открытым окна или стать жертвой не счастного случая из-за неполадок в электропроводке, а ру ководитель тут же попадет под обвинения в халатности, повлекшей за собой телесные повреждения или непред­намеренное убийство.   Чем эффективнее оборудование, тем более эффектив ным должен быть сотрудник, который на нем работает.
 
 
Постоянная закономерность во внутренней жизнедея тельности малого и среднего предприятия, обеспечиваю щая его эффективность, заключается в соблюдении рав­новесия между техническим оснащением предприятия и организацией персонала. Следует предпочитать лучшее и поощрять лучших.
 
 
  • 3) Предприниматель.  Когда предприниматель является сильным и действен ным, он в некотором роде представляет собой онто Ин­ее3 - всеобъемлющий ум всей фирмы, действие которого остальные ощущают через его материальное проявление, через успех. Предприниматель — это архитектонический архетип, создающий явление. Именно поэтому он должен очень хорошо заботиться о себе.
 
 
Никогда не забывайте, что онто Ин-се — это золотой резерв личности, неиссякаемое богатство, которое мож но вложить в подготовку или преобразование собствен ного ума. Если имеется возможность пройти несколько консультаций у хорошего онтопсихолога, то она должна быть использована для того, чтобы посредством него на учиться предвосхищать действие собственного бессозна тельного. Речь идет не о том, чтобы консультироваться с позиции зависимых, слабых людей, но чтобы развить логико-историческое «Я» до полного осознания им того огромного блага, которое сокрыто в бессознательном.   Бессознательное фотографирует, видит все ситуации и в каждом конкретном случае дает либо разрешение (зеленый свет), либо запрет (красный свет). Не использовать бессо знательное — значит растерять те бесконечные возможно сти провидения, которые мир жизни дал каждому из нас.  Предприниматель — это не только онто Ин-се пред приятия.
 
 
Он, подобно полярной звезде, определяет точ ку «единства действия» для сотрудников, партнеров. Что требуется от предпринимателя? Он должен обладать спо собностью к саморегуляции и, прежде всего, проходить постоянное аутентифицирующее консультирование для удостоверения точности сознания в процессе рациональ ной деятельности, ведущей его действия к успешному за вершению.   Когда человек говорит: «Сейчас ситуация немного сложная: прошла забастовка, цены растут...», это означа ет, что его путь усеян обычными, ежедневными неприят ностями, которые могут случиться со всеми, но если ты не «проснешься», то станешь участником общей похорон ной процессии.  Сегодня существует онтопсихологическая техника, ко торая способна расшифровать информацию, посылаемую  бессознательным. Необходимо использовать эту возмож ность. Это огромная экономия, которая позволяет конт ролировать, насколько логико-историческое «Я» способ но задействовать квант действия онто Ин-се. Если человек знает, как действуют комплексы или как устанавливается диада, то он осведомлен, как обстоят его дела — не мир в целом, не другие, а его идентичность. Вместо того чтобы пожинать последствия судьбы, кармы, которая действует на уровне, недоступном сознанию, че ловек получает информацию о том, какие моменты необ ходимо устранить, а какие — усилить.
 
 
  • 4) Внешние отношения (пространство, люди, способы) как разум услуги.  Важно суметь четко сформули ровать собственное предложе­ние на запрос, заинтересовать потребителя, разжечь в нем любопытство, чувство удивле ния и новизны удовольствия.  Внешние отношения включают в себя весь мир произ водства, дистрибуции, позиционирования и маркетин га товара. Это персонал, способы производства, ре клама, продажа и то, как преподнести клиенту и продать свой товар, как сформулировать свое эко номическое предложение, чтобы оно отвечало спро су и т.д. Важно суметь четко сформулировать собственное предложение на запрос, заинтересовать потребителя, разжечь в нем любопытство, чувство удивления и новиз ны удовольствия.  Ключевым моментом является умение продавать услу гу. Продукт относителен, первична услуга, которая ока зывается клиенту определенного типа. Поэтому главный  вопрос, который должен задать себе продавец: «Как услу жить этим клиентам?».
 
 
Способ обслуживания клиентов, настоящих или буду щих, должен соотноситься с их потребностями и удовлет ворять их любопытство. Таким образом, в первую очередь продается услуга, а продукт идет вторым. Следовательно, мы возвращаемся к важности человека на предприятии: предпринимателя, сотрудника, партнера по бизнесу. В основе этого, прежде всего, стоит внутренняя чест ность рынка, руководствуясь которой настоящий пред приниматель никогда не подумает о том, чтобы «надуть», сбить с толку клиента5. Продолжительный и стабильный успех всегда сопутствует тем, кто обладает разумом, спо собным преданно служить.
 
 
  • 5) Характерные черты и психология рынка (этно-экономический аспект).  Этно-экономический аспект очень важен. Глобализация устанавливает контакты между русскими, французами, ла тышами, грузинами, китайцами, монголами, что требует как можно более быстрого изучения традиционной этни ческой психологии клиентов.  Любому субъекту — греку, тунисцу, сицилийцу, ирланд цу — свойственны определенные стандарты поведения, стереотипы мышления. Его миропонимание обусловлено этими стереотипами, поэтому он будет приобретать толь ко те вещи, которые каким-то образом подчеркивают, пре возносят присущий ему этнический образ жизни.  В случае приобретения автомобиля, например, основным критерием является послепродаж ное сервисное обслуживание.  Мошенники держатся на плаву недолго: пока дела идут хорошо, они все время должны ме нять месторасположение.
  У каждой культуры свои запахи, своя манера одеваться, общаться. Следовательно, необходимо изучить психоло гию тех народов, с которыми вы намереваетесь работать. Речь идет о поведенческой психологии, описывающей традиции, специфику определенной культуры или этноса. В каждой науке имеется свой «тематический отбор». На пример, стол сервируют в разных странах по-разному: тип бокалов, тарелок, приборов у каждого свой. Рынок, в ко нечном итоге, является аутентичной психологией.     Маркетинг в малом и среднем бизнесе Маркетинг, согласно классическому определению, — это  процесс изучения и удовлетвор ворения желаний и потреб ностей клиентов.   Как мы видим, в  определении слово «про дукт» не упоминается, а объектами внимания становятся:
 
  • а) желания и потребности клиента;
  • б) извлечение прибыли.
Услуга представляет собой «точку силы» в большей степени для малого и среднего предприятия, нежели для крупного. Поэтому маркетинг оказывается особенно важным для субъектов малого и среднего бизнеса, сле довательно, становится важным стратегическим элемен том для нахождения среди бесконечных потенциальных клиентов тех, чьи потребности они смогут удовлетворить лучше всех, получив при этом прибыль. Маркетинг - это способность устанавливать взаимоотноше ние «клиент - фирма», удовлетворяющее обе стороны,.  Подчеркнем еще раз: ключевым моментом в маркетин ге является не продукт (все сантехники умеют устранять засоры в ваннах), а взаимоотношение между поставщи ком и потребителем услуги.  Установление и развитие этого взаимоотношения про ходит 6 этапов:
 
 
  • определение реальных и потенциальных потребнос тей клиентов;
  • выбор лучшей стратегии продвижения продукта;
  • обеспечение эффективного сбыта продукта;
  • информирование клиентов о существовании продук та и стимулирование к покупке именно этого товара;
  • определение цены, по которой должен продаваться продукт;
  • обеспечение высокого качества послепродажного обслуживания.
Эти шесть этапов не разделены, а составляют единый цикл, в котором каждый элемент связан и обусловлен дру гим, в результате чего создаются необходимые взаимоот ношения. Онтопсихология не влияет на маркетинг, но влияет на человека, который им занимается. Обозначенные выше 6 этапов являются указаниями, теоретической опорой, ко торые могут помочь проведению анализа ситуации и раз работке плана действия и, прежде всего, способствовать коммуникации с теми, кто также занимается бизнесом. Успех предприятия — совсем иное дело, гарантировать его могут не эти шесть пунктов, а точность того, кто их применяет. Онтопсихология — техника, которая дает эту  точность, восстанавливает интуицию, воплощающуюся затем в истории и логике процессов управления, марке тинга, продаж.   Делегирование «Делегировать» означает передать другому:
 
 
  • Права и полномочия
  • Средства
  • Ответственность
  • Навыки
  • Задачи
  • Исполнение

 
Делегировать» означает доверить другому лицу обязанности и полномочия для реализации части личного проекта.  Деятельность предпринимателей предполагает переда чу другим людям части ответственности за выполняемую работу. Нельзя сделать все в одиночку. Коллег, подчинен ных, партнеров, внештатных специалистов, рабочих, вре менных консультантов объединяет одно понятие — делеги­рование. Для обеспечения успешной реализации проекта предприниматель должен делегировать часть собствен ного проекта другим операторам, которые соответству ют его замыслу, проекту. Никто из нас не может работать без передачи другим права на реализацию части проекта предприятия.  Процесс делегирования — это одна из форм, которой экономические школы не уделяют должного внимания.   Слово «делегирование» имеет много значений.
 
 
Этимоло гически оно восходит к латинскому слову delegare, что оз начает «дать другому что-то, что легально является твоим, на что у тебя есть право», то есть «дать возможность дру гому исполнить часть твоего личного проекта». Здесь мы ограничиваемся рамками малого и среднего предприятия (семейный, частный бизнес и т.п.). Но про цесс делегирования гораздо шире, и он включает в себя достаточно большую область распространения, предпо лагая разнообразие форм применения.  В каких ситуациях используется делегирование? В си туациях с подчиненными, специалистами по торговому праву, адвокатами, партнерами, врачами, программи стами, дизайнерами, водителям, охранниками. Особую внимательность надо проявлять к адвокату, специалисту по торговому праву, которые берут на себя часть ответ ственности и гарантируют правильность принимаемых решений. Часто предприниматель по наивности отдает другому в руки то, что может быть направлено против него.   Ситуация, в которой предприниматель прав — на пример, в отношении денег, — может быть разрушена из-за неопытности адвоката, бюрократа, бухгалтера. При этом нести гражданскую и уголовную ответственность будет тот, кто делегировал полномочия.
 
 
Другой никогда не предоставит полную гарантию. Неоправданная учти вость, вера, оказываемая определенным организациям и специальностям ошибочна, так как специфичность боль шого количества профессий, существующих в условиях глобализации, не избавляет от ответственности за про­верку и контроль результатов, так как игра денег, отно шений, продвижения бизнеса требует технической ясно сти. В конце концов, с помощью интуиции необходимо понять, твоя ли это вещь (дело, личность и т.п.). Крите рий, который позволяет понять это, — собственная иден тичность.   Суммируя все то, чем является «предприятие» (деньги, действия, отношения), можно сказать, что оно представ ляет собой совокупность делегирований, которые исходят от предпринимателя и создают комплекс отношений. Это органическое тело предприятия, которое помогает осуществить личный проект («личный», потому что каж дый предприниматель обладает собственным источником удовольствия и любви), состоит из трех элементов:
 
 
  • 1) Легальные доверенные лица. К ним относятся адвокаты, администраторы, коммерсанты, банкиры, техники, архи текторы, то есть все те, кого мы порой не видим, но кто является существенной частью фирмы. Это круг профес сионалов, к которым обращаются по специальным техни ческим вопросам. Несмотря на то, что эти специалисты крайне важны, ошибочно полностью полагаться на них, подменяя себя другими людьми и утверждая, например: «Раз он руководит этими работами, то он и должен поза ботиться обо всем».  Чтобы успешно вести бизнес, зарабатывать много де нег, необходимо обладать умом, который «сверху» конт ролировал бы доверенных лиц: архитектора, инженера и т.д. Успех великих финансовых лидеров не зависит ни от архитектора, ни от адвоката, ни от судьи, с которыми при ходится общаться и сотрудничать. Успех вызван их при родным гением.  Гением денег является лидер, который осуществляет соответствующее делегирование различным доверенным лицам. Он использует и меняет машины, но дорога и ко­нечная цель всегда остаются только его.  Оперативные доверенные лица. Это подчиненные, кол леги, которые занимаются материальной реализацией проекта.  Руководящие доверенные лица. Это партнеры и люди, чья точка зрения разделяется, к чьим советам прислуши ваются (для определения позиции фирмы в тот или иной момент). «Руководящие» — это советники, психологи, ко­торых приглашают для получения технического совета. Они находятся в распоряжении предпринимателя и по могают ему осуществлять определенные экономические действия.
  • 2) 1)Выбранный человек должен обладать следующими спо собностями:  Объективная техническая способность к выполняемым функциям в соответствии с тем, что требуется работода телю. Потенциальный работник должен выбирать дело, в котором он разбирается, и никогда не заниматься тем, в чем он некомпетентен, потому что знание - это первая сила организации.  Способность к взаимоотношениям. Работнику оплачива ют не только его труд, ему платят, в частности, и за поддер жание хороших отношений внутри группы, коллектива. Предприниматель не должен отвлекаться на разрешение психологических проблем своих подчиненных.
  • 3)   Стремление к успеху. Хорошо работает тот, кто хочет  зарабатывать и служить компании, удовлетворяя собс твенные амбиции. Такой сотрудник знает, что, стремясь  принести пользу предпринимателю, он достигнет иных  возможностей: более крупных вознаграждений, продви жения по службе вплоть до прямого партнерства внутри  предприятия. В ином случае, после стадии длительной  подготовки, он сможет перейти на более высокооплачи ваемую работу в другую компанию.
Осуществив делегирование, нужно постоянно контро лировать два момента:
  • фессиональную честность и последовательность вме шательства согласно договоренностям. Говоря о профессио нальной честности, я, прежде всего, имею в виду легаль ных доверенных лиц. Например, если специалист по торговому праву или архитектор выполнил свою работу успешно, это означает, что делегирование было осущест влено правильно, оно было экономически разумным и результативным.
  • Результаты реализации проекта предприятия в сроки, установленные приблизительно. Если работа, которую мож но выполнить в течение 6 месяцев, продлевается на 3-4 года или 5 лет — значит, что-то не функционирует. Кто в этом виноват?
Предприниматель всегда должен оценивать вышеопи санные параметры: 
 
 
  • 1) профессиональную честность и 
  • 2) соответствие характера действия договоренностям, иными словами, контролировать достижение исполните лем необходимых результатов в установленные сроки.
   
Экономическая цель предприятия   В этой главе будут даны ключевые моменты, необходи мые для обеспечения постоянного роста прибыли пред приятия. Предприятие: на нем всегда присутствует индивид, ко торый вкладывает себя в дело, в новизну, он выстраивает свои действия таким способом, чтобы получить прибыль. Он вступает в отношения, в которые включен целиком и полностью: это субъектно-объектное взаимодействие.  Предприятие — это совокупность людей и вещей, объеди ненных общей экономической целью. Это действие, предло жение, решение, принадлежащее лидеру, и в то же время его ответственность. Можно делать все одному, используя в своей работе только компьютер, или работать с други­ми - иметь партнера, компаньона, служащего и т.д. Пред приятие может просуществовать как год, так и день или час, может изменяться от проекта к проекту, от действия к действию.  
 
 
  • 1. Экономическая цель предприятия - это поку пательская способность денег (стать больше, иметь возможность больше покупать, пользоваться большим доверием, укрепить собственный имидж). Это — достиже ние лидерства, как благодаря личному авторитету, так и объективным заслугам. Вне зависимости от того, призна ют ли ее другие или нет, эта способность реальна, а соци альные требования вторичны.  Это та очевидность, которую никто не может поста вить под сомнение. Следовательно, «покупательская спо­собность» — это потенциал, момент воплощения силы и превосходства.  Покупательская способность - это очевидность, кото рую невозможно лишить оснований. Следовательно, это потенциал, превосходство, актуализация силы.
Данная цель имеет три модальности: проектную, связан ную с получением прибыли и социальную.   Проектная модальность. Цель является частью проекта, то есть не является всем проектом. Покупательная способность включается в общий проект, реализуя в нем опре деленный сегмент. Не нужно изучать или досконально знать весь проект, достаточно превосходно делать свое дело - класть кирпичи, или делать окна, или класть асфальт, то есть необходимо реализовать свою часть проекта превосходным образом с должной почтитель ностью, пытаться понять, что от тебя хотят. Предоста вить услугу на максимально возможном уровне своего профессионализма.  
 
 
Необходимо следовать общему проекту и быть способ ным предоставить «сегментную услугу» в рамках более общей организационной структуры, уже обладающей сво ей специфичностью. Например, психолог должен на высоком уровне делать свою работу, но не входить в сферу профессиональной деятельности судьи, адвоката или жур налиста. Он должен быть специфичным, узкоспециализи рованным и высококлассным профессионалом в области своего призвания.   Модальность, связанная с получением прибыли.
 
 
  • Деньги — это момент усиления личности, отношений, свободы, автономии. Это средство, позволяющее быть внутренне свободным человеком. Сами по себе они мо гут создавать большие проблемы, но если хозяин умен, в его руках деньги становятся мощной силой, способ ной предоставить неограниченную свободу выбора.
Деньги можно заработать даже на прачечной, имея при этом другие цели. Потом эти деньги можно будет вложить в любой проект. Так деньги позволяют создать собственный шедевр жизни. Процесс стирки чужого грязного белья отходит на второй план, и деньги ста новятся средством осуществления политического, гу манистического, художественного проекта. Молодой человек, который учится, не должен брезговать даже мытьем посуды, если эта работа приносит нормальный заработок. Заработанные деньги пойдут на оплату уче бы, он будет чувствовать себя независимым и сможет однажды приступить к ведению действительно круп ных дел.   Социальная модальность. Этот проект осуществля ется в контексте, где есть мемы, стереотипы, обще ственные законы. Бесполезно бунтовать, устраивать революции или вставать в оппозицию. Нужно найти точки соприкосновения с обществом, к которому при надлежишь,   приспособиться   к  нему  и   осуществлять  свою деятельность в соответствии с тем, что дозволе но.
 
 
Речь идет о способности оказывать услугу высочай шего профессионального уровня, благодаря которой вы получите признание и хороший заработок. Напри мер, желая дорасти до парламентария, можно начать с должности социального работника: чтобы стать хоро шим политиком, нужно стать лидером в структуре си стем социальной защиты граждан.   Обобщая вышесказанное, экономическая цель - это потребительская способность, имеющая проектную мо дальность, модальность денег ради денег и социальную модальность, то есть кредит доверия. Необходимо исполь зовать кредит доверия общества, которое «аккредитует», предлагает свое участие, чтобы в дальнейшем быть спо собным возглавить государство. Чтобы достичь желаемого, нужно лавировать среди все возможных политических, экономических, рыночных, информационных стратегий, выбирать в конкретной си туации лучшего хозяина. Умея отслеживать и обслуживать интересы своего окружения, находя исторические реше ния в конкретном контексте, можно с блеском реализо вать собственную цель.
 
 
  • 2. Контекст спроса. Услуга предоставляется на основе критерия запроса или целесообразности для контекста спроса. Под контекстом спроса подразумевается страна, сообщество, провинция, контекст местных законов. Не обходимо уметь обслуживать в соответствии с установ ленным порядком, прогрессом контекста, в котором на ходишься; адаптироваться к языковым различиям, образу жизни, этнической психологии места и уметь производить специфическую услугу, отвечающую данному спросу.
  • 3. Знание техники производства. При бизнес-плани ровании, прежде чем просить кредит, регистрировать  юридическое лицо, приступать к формализации легаль ных и экономических инструментов собственного пред приятия, необходимо изучить технику производства.  Следовательно, сначала необходимо овладеть техни кой оказания услуги для формирования покупательской способности, и эта техника должна быть как можно бо лее простой, функциональной, новаторской. Простой, чтобы с минимальными средствами обеспечивать            Например, можно заклю чить контракт с химиком на создание особых капель, об легчающих дискомфорт при ношении контактных линз (создать раствор, близкий по своему составу к амнио-тической жидкости, который позволил бы не ощущать контактные линзы при их соприкосновении с глазом). Таким образом, значительно облегчится жизнь тех, кто пользуется глазными линзами. Нужно научиться с макси мальной простотой быть оригинальными для окружающих и достигать первенства, постоянно внося новшества.

  • 4. Отношения, способствующие достижению цели.  Разумное предприятие создает отношения в соответствии со своей целью, не теряя время на сотрудничество с теми, кто стоит вне ее. В развитии собственного core business1 нужно всегда искать такие отношения, которые увеличивают, подготавливают, стимулируют, критикуют, подчеркивают отличие, вынуждают отточить собственную технику, про яснить собственную позицию. Если работаешь с теми, кого любишь, с кем дружишь, с кем всегда ладишь, то регрессируешь.
Очень важно находить квалифицированных людей в области, которая связана с данным бизнесом. Если, на пример, человек работает инженером-конструктором, он ищет лучших каменщиков, лучших ремесленников, владельцев предприятий. Когда он с помощью отличных работников быстро, качественно и по разумной цене по строит дом, автоматически появятся другие заказы, его бригаду будут рекомендовать другим, что является лучшей рекламой. Стиль отношений, способствующих достижению цели, с теми людьми, которые могут обеспечить прогрессивное движение к собственной цели, предполагает постоянное установление отношений с теми, кто может актуализиро вать и квалифицировать проект.
 
 
  • 5. Персонализация стиля предоставления услуги персоналом предприятия. Партнер, администратор, секретарь, то есть тот, кто оказывает посредничество в контакте с людьми, должен представлять не самого себя, а предпринимателя, персонализируя собственный стиль предоставления услуги в соответствии с его стилем веде ния бизнеса.
Он является оператором, инструментальной фигурой и должен соответствовать проекту. Тот, кто находится рядом с предпринимателем и получает зарплату за свою работу, должен продавать стиль предпринимателя, его фирменную, маркетинговую, производственную индиви­дуальность.   Тот, кто находится рядом с предпринимателем и получает зарплату за свою работу, дол жен продавать стиль предпри нимателя, его фирменную, мар кетинговую, производственную индивидуальность»  Персонализация услуги заключается в определенной манере одеваться, говорить, отвечать, которая должна быть привлекательной, своего рода «витриной», способ ствующей бизнесу, собственному способу служения. Она должна приводить к появлению доверия и уверенности и соответствовать во всем стилю предприятия, начи ная от производства, за канчивая предоставлени ем услуги, информации, маркетингом.  
 
 
Должен сложиться опре деленный союз между раз личными уровнями внутри предприятия, который отличается от любовного союза, поскольку любовь в данном случае относительна. Подчи ненного и предпринимателя связывают деньги, которые очищают отношения от любой другой логики, отличной от экономической (аффективная, сентиментальная, сек суальная и др.). Деньги являются общим знаменателем их отношений, гарантируя достоинство и независимость обоих. Если предприниматель выбирает сотрудников на основе чувств, по семейным причинам, из сострадания — это значит, что он выбрал другую дорогу, оказался вне логики покупательской способности, которая и являет ся внутренней экономической целью психологии менед жмента.   Организационные структуры предприятия Организация — это совокупность взаимозависимых и взаимосвязанных между собой частей и функций. Коор динация этих частей составляет организационную функ цию. Под «частями» подразумеваются материальные факто ры, нематериальные факторы и человеческий фактор. Повы шенное внимание к материальным и нематериальным факторам привело к тому, что решающая роль челове ческого фактора внутри предприятия была утеряна из вида.
 
 
В последние годы ситуация изменилась, идет поиск наиболее рационального использования именно челове ческого фактора. В общем, цель организации деятельности предприятия — достижение максимальной эффективности и высокой производительности труда сотрудников, которое приво дит к удовлетворению ожиданий самого персонала и, в итоге, — к достижению более высоких (по сравнению с теми, которых можно добиться в одиночку) результатов. Организационная структура — это совокупность отно шений (формализованных или нет), которые связывают индивидов, группы и соответствующие им области деятель ности. Она меняется и по содержанию, и по модальности проектирования в соответствии с внешним контекстом. Таким образом, можно утверждать, что это открытая си стема. Кроме того, от механистического подхода (согласно которому под структурой понимается нечто закрытое, обезличенное, техническое) сейчас перешли к органиче ской концепции (которая рассматривает структуру как поиск оптимального соотношения всех составляющих ча стей предприятия), к более интерактивной методологии.  
 
 
  • ЦЕЛЬ
  • Стратегическое управление
  • ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ
  • Оперативное управление
  • СВЯЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ
  • Организационная структура    
  • Материальные факторы
  • Нематериальные факторы
  • Человеческий фактор

 
    Одной из причин внутренней сложности организаций является человеческий фактор, поскольку поведение каж дого индивида обусловлено и определено множеством личност ных переменных, таких как ценности, потребности, формы поведения и навыки, и, следовательно, типом личности, за дающим определенную систему, а не стимулами, которые воздействуют на индивида в организационном контекс те. Принято считать, что действия людей никогда нельзя предсказать с точностью, так как индивидуальные отли чия касаются не только профессиональных качеств, но и огромного количества других характеристик, которые со временем могут меняться. Такая структура характерна для малого бизнеса, осо бенно для семейного, а ее география обычно ограничена. Иерархически имеет только два уровня. 
 
 
  • Первый уро вень — это центральный орган, ответственный за эконо мическое управление и руководство, второй уровень соот ветствует оперативной производственной деятельности. В рамках этой организационной структуры индивидуаль ная составляющая личности и межличностные отноше ния играют весьма существенную роль. Анализируя эту структурную модель, нельзя не учитывать психологию, связанную с порядком рождения сотрудников, работаю щих в фирме: характерные особенности каждого из них сильно проявляются в ее деятельности.
Очень важным моментом является мотивация сотруд ников. Без их вовлеченности практически невозможно направлять фирму к общим целям. Важно, чтобы пред приниматель не привносил другую логику, отличную от экономической (чувства, страсти, аффекты, любовь), так как рано или поздно она спровоцирует расчленение це лостности управления фирмой. На предприятии с данным типом организационной структуры риск потери целост ности велик: сама структура небольшая, ее иерархичес кие составляющие очень ограничены, а отношения носят семейный характер, поэтому загрязнение экономической логики может произойти «естественным» образом.    
 
 
Функциональная организационная структура Если предприятие расширяется, простая структура уже не эффективна, поскольку необходимы более формаль ные разграничения обязанностей, прав и ответственнос ти. Процесс делится на части с конкретными функциями, которые передаются для выполнения людям с соответст вующими компетенциями. Эта передача функций реали зуется через делегирование. Под «функцией» в данном случае подразумевается непосредственная должность.  
Функциональная структура имеет четкую, ярко выра женную вертикальную иерархию, а количество линий продукта и каналов сбыта ограничено. Иерархия необхо дима для обеспечения управления крупным капиталом и большим количеством людей. В данной структуре должности и функции жестко регла ментированы правилами и процедурами, предвосхищаю щими координацию работ. Вся деятельность должна быть предсказуемой, мотивация сотрудников не так важна, они ограничиваются выполнением своих определенных заранее функций. В этом случае децентрализация и деле гирование осуществляются и регламентируются бюрок ратическим способом. С психологической точки зрения, следуя заданным правилам, человек лишается ответствен ности и, как следствие, интереса к тому, что делает. Связь «замысел  — действие»  полностью  запрограммирована, поэтому креативный процесс не получает развития. При­знание заслуг сотрудника связано с продолжительностью работы в данной структуре (вплоть до пенсионного воз раста) при минимальной инициативе, сведенной к проф союзной деятельности.  
 
 
  • СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ
  • ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ
  • ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
  • Отдел маркетинга
  • Отдел производства
  • Бухгалтерия Бюджетный отдел        
  • Отдел продаж
  • Отдел рекламы
  • Бухгалтерский отдел
  • Финансовый отдел    
  • Отдел управления персоналом

 
 Рисунок 3. Функционально-иерархическая организационная структура Этот вид структуры достаточно медленно реагирует на непредвиденные обстоятельства, поскольку решение принимается на высших иерархических уровнях, и когда информация достигает этих уровней, проблема часто уже приобретает такие масштабы, которыми сложно управ лять. Особенно сложно выявить реальную причину проб лем, связанных с личными отношениями, потому что они легко маскируются благодаря установленному координи рованию работ. И даже если удается обнаружить чело века, который вызывает проблему, то применить к нему какие-либо санкции более сложно, чем в других структу рах, поскольку субъект защищен множеством законов и правил, на которые он может опереться, чтобы не быть уволенным.   Жесткое деление и регламентация функций ограни чивают структурную гибкость организационного аппа рата.
 
 
Поэтому человек, работающий на предприятии с функциональной структурой, специализируется только на выполнении определенной функции, вследствие чего недостаточное развитие получает межфункциональная профес сиональная подготовка. Но самым значительным ограничением является неспо собность противостоять нестабильности, подвижности рынка, который требует — особенно сегодня — большой гибкости.   Проектная структура  Некоторые недостатки вышеупомянутых структур уч тены при создании проектной структуры. Новым гори зонтом в организации предприятий явилось разделение рабочего процесса на отдельные проекты (включающие более или менее целостный блок задач). Проект— это «со вокупность временных действий, направленных на реали зацию единого продукта/услуги». Управляемая согласо­ванным образом группа проектов составляет Программу.  
 
 
При управлении проектами различные функции (на пример выпуск нового продукта, установка новой инфор мационной системы или работа с определенным пот ребительским сегментом) трансформируются в цели и принимаются «командой проекта» как задание. Команда формируется из специалистов с различными техничес кими компетенциями и разных иерархических уровней. Таким образом, в проектной структуре создаются меж функциональные группы для управления временной, не повторяющейся деятельностью. Команда автономно на ходит решение, как достичь цели, оценивает возможные затраты, вырабатывает ряд необходимых действий, со ставляет план, отражающий затраты и сроки, и, получая утверждение со стороны управляющего комитета (Steering Committee), исполняет полномочия. Под каждый проект отводятся отдельные ресурсы, и это исключает возмож ность конфликтов при разделе общих ресурсов, что ти пично для описанных ранее структур.       
 
  • ЛИДЕР    
  • Совет управления        
  • Руководитель проекта:    
  • Маркетинг 
  • Производство 
  • Бухгалтерия 
  • Финансы 
  • Дизайн 
  • Продажа               
  • Руководитель проекта:    
  •  Маркетинг 
  • Производство 
  • Право 
  • Патенты 
  • Распространение                    
  • Руководитель проекта    
  • Бюджет Дизайн
  • Распространение 
  • Продажа                 
  • Руководитель проекта 
  • Маркетинг 
  • Производство 
  • Исследование 
  • Реклама 
  • Распространение 
  • Продажа     
 Рисунок 4. Проектная структура   Внутри команды определяется лидер проекта (Project Leader), руководитель проекта, то есть тот, кто получает необходимые полномочия для координации действий рабочей команды. Обладая властью, он должен «вести» к цели и наделен не функциональной, а оперативной от ветственностью по отношению к другим членам группы.   Это означает, что он не может заставлять, приказывать, но должен использовать рычаги убеждения и делегирова ния. 
 
Один человек может участвовать в нескольких проек тах одновременно, и в одном быть членом команды, а в другом — лидером. Организация в виде проектов пред усматривает структуру предприятия с минимальным ко личеством уровней и максимальной пластичностью - функ циональной, оперативной, логистической. Каждая группа находится под управлением единствен ного руководителя, перед которым она отчитывается. Та ким образом, члены команды не взаимодействуют с гене ральным руководством.   Междисциплинарность участников команды обеспечива ет лучшее понимание различных проблем бизнеса.
 
 
Менеджерские качества участников команды (предприим чивость и оперативность) развиваются через автономию технического и экономического управления. Мотивация повышается за счет знания цели и за счет участия в пла нировании реализации проекта. Организация, которая успешно применила эти компетенции, может быстро и гибко отвечать на ситуации, постоянно предлагаемые рынком как вызов, потому что она высвободила интуицию людей из оков процессов, открыв ее потребностям рынка и клиентов. Такое предприятие словно состоит из ряда маленьких фирм, которые последовательно способст вуют достижению общей цели.   Преимущества управления проектами.  Ограничение рисков. Ограничение затрат в связи со снижением громоз дкости деятельности техноструктуры и сокращением ре сурсов, которые отпускаются на ее обеспечение. Оптимизация сроков реализации продукта, их измене ние с учетом модификаций продукта и своевременности, диктуемой постоянно развивающимся рынком.   Открытая, гибкая, конкурентоспособная система и удовлетворение клиента (customer satisfaction). Данный вид управления ориентирован на клиента, поскольку самым важным является производство ценностей (для клиента). В действительности, клиент сегодня способен заставить считаться с собственными потребностями и качествен ными целями, поскольку возросла его способность вести переговоры. 
 
 
Профессиональное образование и квалификация: — междисциплинарность участников. Через многоплановый подход осуществляется попытка постоянно переквалифи цировать базовые навыки, чтобы в итоге спроектировать единицы, характеризующиеся высокой степенью и спо собностью взаимодействовать напрямую, без посредни ков. Если человек достоин обучения, то важно помещать его на различные позиции (от простых, исполнительских, до руководящих, стратегических) в различные проекты. Так формируется междисциплинарный профессиона лизм участников фирмы; — ответственность и лидерство не вследствие непосредственного наделения полномо чиями, а вследствие определенной роли, исполняемой человеком; — очевидное качество. Возможность испытать участников на различных позициях, в разных ролях по зволяет выявить и определить, какие задачи в наиболь шей степени созвучны отдельному, конкретному субъекту; — непредвиденные обстоятельства. В связи с небольшим количеством иерархических уровней проектная структу ра позволяет сократить «дистанцию» между местом воз никновения проблемы и местом ее решения.    
 
 
Матричная структура   Структура в виде «матрицы» объединяет базовые прин ципы функциональной структуры с принципами проект ной структуры. Это результат соединения гибких струк тур (подобных проектным) с моделями, основанными на логической организации бизнес-процесса (workflow), а не на разделении функций. В данных структурах имеются два критерия специализации: функция/продукт, геогра фический признак/продукт, функция/географический признак/продукт. Таким образом, появляются две кате гории менеджеров — ответственные за продукт или про ект и за ресурсы или функции.  Матричная структура напоминает сеть, в которой функциональные компетенции пересекаются с проект ными. При этом горизонтальные поля ответственности (продукт Альфа, продукт Бета, продукт Гамма) пересека ются с вертикальными полями специализации (функция производства, коммерческая функция, административ ная функция, управление персоналом). Следовательно, удваиваются отношения подчинения. Каждый исполняю щий обязанности оказывается в подчинении у линейно го руководителя и у ответственного за продукт. Данные профессиональные объединения специалистов являют ся не временными, как в проектной структуре, а посто янными: они связаны с определенными продуктами или проектами, и функция их заключается в поддержании и развитии ноу-хау. 
 
 
Функциональная зависимость оказывается менее важ ной, поскольку действия каждого отдельного сотрудника развиваются в области, связанной с некоторым продук том, и, таким образом, остаются не затронутыми пробле мы иерархической структуры.   В такой структуре можно выделить три важные роли. Эти роли должны координировать между собой таким образом, чтобы избежать «сетевого эффекта», который с легкостью может проявиться в данной структуре. Дей ствительно, в силу типа коммуникации, характерного для матричной структуры, в оперативную реальность предприятия может попасть неточная информация. Распространяясь, как вирус, она может вызвать ошибки и повреждения, которые проявятся уже на более поздних этапах. Тем не менее, этот сетевой эффект может быть выявлен и блокирован в рамках одного подразделения, прежде чем он распространится по всей фирме — благода ря тому, что в матричной структуре присутствует элемент «герметичной зоны» проектной структуры.
 
 
  • Первая роль, требующая особого подхода, — это роль функционального менеджера. На нем сосредоточено мень ше функций, и, на самом деле, он должен постоянно кон сультироваться с ответственным по продукту, хотя имен но функциональный менеджер впоследствии отвечает за правильное управление доверенными ему ресурсами.
  • Вторая роль — это роль менеджера продукта/проекта, ко торый ответственен за оперативный результат, хотя и не уполномочен полностью формировать группу проекта, с которой ему предстоит работать.
  • Третья роль — менеджер с двумя боссами (two-boss manager). Он является начальником отдела, находящегося на пе ресечении функциональных линий и линий продукта/ проекта. Это достаточно сложная позиция, и менеджер должен постоянно искать оптимальное решение, что бы удовлетворить обе иерархические линии, пытаясь одновременно с этим «донести» и свою точку зрения. Это наиболее «психологическая» и сложная роль, и именно в этой точке вся динамика деятельности предприятия либо активно движется, либо застаивается.
  Чтобы правильно действовать в двойном измерении, «менеджер с двумя боссами» должен обладать видением перспектив и возможных взаимодействий, не уходя в де тали и не идя на поводу у личных мнений. Он должен обла дать открытым и в то же время холодным, рациональным и творческим умом, позволяющим видеть разные подходы к одной и той же ситуации. Это непростая роль, которая, впрочем, обязательна для структуры такого типа. Заме тим, что матричная структура, в любом случае, представ ляет собой шаг назад по сравнению с проектной структу рой, которая, с точки зрения ФОИЛ, является наилучшей из представленных структур. Матричная структура не обходима до тех пор, пока не представится возможность использовать человеческие ресурсы более эффективным способом, особенно через самообразование индивида. Именно к деятельности в этом направлении подключает ся ФОИЛ.    
 
 
Было установлено, что онтопсихологический метод (О) может быть использован как в стратегическо-лидерской области (L), так и в оперативной, а также в области фор мирования и обучения (F). И это само по себе говорит о многом: по крайней мере, до сегодняшнего момента каза лось немыслимым применять в оперативной области тот же метод, который используется в области менеджмента. Такая междисциплинарность (I) обусловлена тем, что в каждой области онтопсихологический метод учитывает элемент, присущий исключительно данной области (соот ветственно интуицию лидера, развитие ресурсов, потен циал). Онтопсихологическая методология, применяемая в практике бизнес-консультирования, обладает особеннос тями в каждой из трех основных сфер управления пред приятием.   Модальность применения в области управления, менеджмента Эта модальность обусловлена интуицией бизнес-лидера.
 
 
От интуиции лидера, от того, побеждает он или про игрывает каждый день, зависит развитие и выживание предприятия. Настоящий предприниматель не может ни кому делегировать управление, он сам должен руководить «от первого лица». Задача онтопсихологической методо логии состоит в том, чтобы превратить экономическую интуицию менеджера или предпринимателя в постоянно точный инструмент. Поэтому особое внимание уделяет ся поиску внутренней мотивации субъекта, искажающей его способность принимать решения, и дальнейшему устранению ее влияния. Таким образом, опираясь на онто-психологические знания, предприниматель может со здать конкурентоспособное предприятие с потенциалом, отличающим его от конкурентов.   Успех метода обусловлен тем, что онтопсихология действует именно в той точке, которая остается вне поля зрения любого экономического анализа: в координатах интуиции лидера.
 
 
  • Модальность применения в оперативной области. Эта модальность затрагивает все основные аспекты, связанные с развитием человеческих ресурсов (анализ задат ков и способностей; мотивация и фрустрация; рекрутинг, отбор персонала и введение в должность; проблемы пер сонала: конфликты, коалиции, организационный климат, отдаление от рабочего процесса или активная включен ность в него, креативность и новаторство в рабочем кон тексте).
  •  
  • В этой области онтопсихологические знания применя ются для анализа потенциала и развития способностей, необходимых при обучении процессу принятия самостоя тельных решений. Тем самым закладывается прочный фундамент предприятия.  Прежде любого знания или специализации очень важ но приобрести forma mentis, представляющую психобио логический субстрат для всех функций организации, с которыми столкнется индивид или которые он должен будет координировать и направлять. Она заключается в том, что нужно уметь служить для того, чтобы быть лидером.
Структура проектной организации наиболее подходит для победоносного действия на рынке. Ее ограничение может быть связано только с недостатком лидерского компонента, который является одним из основных требований, предъявляемых данной структурой к руководите лю проекта.  Элементарной предпосылкой онтопсихологического метода является восстановление аутентичности субъекта. Рассматривая структуру управления проектами как опти мальную, онтопсихологическая школа тем не менее указы вает на недостаток элементарного критерия, которым как раз и является проект «человек-личность». Если этот проект не выстраивать, не помогать ему, то он не проявляется как функциональность. Тем более это касается такого типа управления, в котором автономная адаптация к различ ным ролям является базовой предпосылкой.   Управление проектами   ПРОЕКТ-МЕНЕДЖМЕНТ  
 
 
  • Культура менеджмента
  • Разделение целей
  • Ответственность за результаты
  • Практика лидерства
  • Сокращение сроков обучения
  • Своевременность и гибкость в выполнении проектов
  • Конкурентные преимущества
  Для модели организационной структуры по управле нию проектами непременными условиями являются такие процессы как, обучение, изменение и конкуренция. Принимая в качестве основных факторов успеха предприятия такие ценности, как обучаемость и гибкая приспособляемость, проект-менеджмент предлагает свою стратегию, где цен тральное место отводится человеческим ресурсам и инди­видуальным особенностям, в которых заключен иннова ционный потенциал. 
С одной стороны, есть Клиент (комитент), чья потреб ность представляет цель проекта3. С другой стороны, имеет ся Спонсор, который инициирует проект и дает гарантии его целесообразности (с точки зрения экономической отдачи, престижа и т.д.). Он представляет интересы предприятия и помогает определить цель, а также может дать совет отно сительно привлекаемых ресурсов. Если этот человек обла дает харизмой, то он может быть источником вдохновения для всей команды. Обычно он старше участников команды. Соединительным звеном является Проект-менеджер. Это опора, стержень проекта с оперативной точки зрения.
 
Проект-менеджер целиком и полностью отвечает за ход проекта. Его ответственность распространяется и на ко митента (выполнение контракта), и на поставщика (полу чение экономического результата).  Проект-менеджер соединяет в себе черты менеджера и лидера и может использовать различные стили лидерства в зависимости от ситуации4. Стиль лидерства зависит как з  Нужно иметь в виду, что под клиентом подразумевается не только «внешний» заказчик про ектов, касающихся продажи или продвижения новых продуктов, исследований, развития или инжиниринга, но также и «внутренний» клиент — в случае проектов реорганизации предпри ятия.   Существует четыре стиля лидерства:
 
  •  I) диктаторский (принимает решения сам, не выслу шивая чужих мнений; автократический и контролирующий) — этот стиль рекомендован только в кризисной ситуации или когда нет времени на консультации; 
  • 2) аналитический (лидер собиот личности, так и от характера организации, частью кото рой он является, а также от природы проекта и характери стик команды. Проект-менеджер выбирает членов коман ды (если этого не сделал спонсор) и определяет их роли. В этой работе нужна особая точность, чуткость. Выявив технические способности каждого работника, обязатель но нужно изучить уровень его культурной подготовки.
Неоднородность группы часто является источником конфликтов. Проект-менеджер должен проверить совпа дение различных рычагов мотивации с общей целью про екта. Проект-менеджер планирует проект в деталях, потому что, прежде всего, он умеет это делать и у него есть опыт работы на всех этапах осуществления проекта. Это являет ся необходимым условием для эффективного управления командой. Как правило, проект-менеджер — это человек, который прежде был членом команды, исполнял различ ные роли, которые сегодня включены в возглавляемый им проект.   Итак, проект-менеджер:
 
  • это главный ответственный человек;
  • на первое место он ставит клиента (или, другими словами, достижение цели);
  • обладает опытом и техническим знанием всех ста дий проекта;
  • может противостоять непредвиденным обстоятель ствам и изменениям;
  • рает данные и факты, которые анализирует перед принятием решения) — этот стиль исполь зуется в моменты давления, когда решение должно быть принято в минимально сжатые сроки;
  • выслушивающий (лидер интересуется мнением команды, но конечное решение принимает сам);
  • демократический (лидер поощряет участие команды в принятии решений). Замечено, что наименее эффективны (при постоянном применении в проекте) диктаторский и демократиче ский стили умеет устанавливать коммуникацию;
  • обладает способностью создавать и вести команду.
  Небрежность в использовании оборудования   Существует  приблизительно столько же типологий повреждений и причин вмешательств, сколь ко характеров личности. Однако я с уверенностью могу утверждать, что когда субъект жалуется на сложившуюся ситуацию, в его выражениях четко прослеживается одна и та же модальность: «Машина сломалась именно сейчас, ког да я должен срочно доставить эти детали», «именно сегод ня, когда мой коллега заболел» или «именно сейчас, когда я должен приступить к работе с новым клиентом».  На мой взгляд, связь между человеком и оборудованием оче видна: оборудование представляет собой психосоматическое вы ражение субъекта.
 
 
Если рассмотреть это понятие шире, на уровне структуры, то можно говорить о психосоматике фирмы. Таким образом, мы проектируем вовне наш по рок, проявляющийся в недостаточной функциональности действия, что становится особо очевидным в наиболее подходящие для заработка моменты.   Мой анализ многочисленных случаев, касающихся спо собов управления средствами производства, крайне неутешителен (в экономическом смысле). Было подсчитано, что на исправление ошибок, связанных с психологичес кими особенностями характера человека, расходуется от 60 до 70% прибыли, безусловно, до тех пор пока есть зара боток. В других случаях (их около 40%) подобные ошиб ки приводят субъекта к полному экономическому краху. Например, совершенные сами по себе системы сигнали зации не срабатывают из-за халатности владельцев или неправильного обращения с оборудованием. Анализ мотивации показывает, что причина кроется всегда в психологии человека, в том, как он внутренне распоряжается собственными вещами, то есть изначаль ная психосоматика предпринимателя проявляется не на уровне физического тела, а на его предприятии, в его де­ловых отношениях, в его продукте.   Утилитарно-функциональная идентичность бизнеса:
 
 
  • 1. Решить стать частью жизни.
  • 2. Постичь жизнь как возможность быть главным  действующим лицом (протагонистом): жизнь выбирает  и превозносит себя так и там, где и как проявляется  твоя идентичность
  • 3. Сохранить, качественно улучшить и передать действие  проекта жизни Таков исторический, действительный принцип  утилитарно-функциональной индентичности «ИЗО»
Любой мемический выбор есть подмена собственной  идентичности другой. Зарабатывать деньги — значит иметь возможность реа-лизовывать себя, становиться главным действующим ли цом (протагонистом) истории, обретать независимость. По статистике, консумизм чаще встречается среди бед ных,  неимущих,  нежели среди благополучных людей.   Многие считают богатство чем-то материальным, не имеющим ничего общего с духовным, священным. Но это не так. В природе можно наблюдать, как животные и растения непрестанно трудятся над собственным про ектом. Тот, кому удается соединить все части в единое целое, получив при этом удовлетворяющий его функ циональный результат, испытывает полное наслажде ние.  Богатство — это проект радостной самореализации, это удачная возможность для каждого продемонстриро вать самому себе, насколько он эффективно распоряжа­ется своей жизнью. Это непрерывное принятие вызова от собственного ума, стремящегося через акт созида ния полностью реализовать субъекта как вовне (в кате гории «иметь»), так и внутри (в категории «быть»). 
 
Построение богатства связано с целостной реализа цией человека в жизни в ее многочисленных аспектах: материальном, историческом, духовном, социальном, трансцендентном и т.д. В настоящее время, чтобы заниматься бизнесом, необ ходимо обладать умом, способным предугадывать, пред чувствовать, находить такие сферы услуг, которые еще никем не заняты. Для этого нужно научиться рассуждать, анализировать дистанцированно, с определенной формой трансцендентности. Деньгами обладают самые умные, способные. Это — аксиома. В руках бедных и посредст венных людей богатство не задерживается. Настоящий предприниматель, прежде всего, должен решиться стать частью жизни, понимая ее как возможность стать главным действующим лицом. Лидер — это тот, кто перестал жаловаться, критиковать, а «засучил рукава» и создает. Ясно, что, прежде чем делать что-то для других, он должен сначала поработать на себя5. Лидер является ответственным творцом провидения: наслаждаясь своим делом, творчеством, он помогает также другим, следова тельно, содействует жизни.  
 
Лидер не может объять всю Вселенную, он начинает с себя: отстраивает отведенную ему часть жизни, окуна ется в работу и постепенно начинает самоутверждаться. Например, он создает собственную маленькую фабрику, решая таким образом свои личные задачи, и окружает себя теми, кто хочет зарабатывать. Любит работать тот, кто понял, что жизнь прекрасна, удивительна и в ней есть возможность стать кем-то. Он не саботирует жизнь: жизнь работает — и он работает; море всегда в движении — и он движется, трудится. Для такого предпринимателя движе ние, труд есть процесс утверждения позитивности, глав ных ценностей жизни. Чем бы он ни занимался, он всегда — соратник жизни. Окружающим он предлагает не мило- Если во время полета на самолете возникает экстренная ситуация, сначала нужно надеть кислородную маску на себя, иначе не сможешь спасти другого. стыню, а заработок, возможность самореализации, гор дость, достоинство, равные права стать победителем на рынке. Ловкость и смекалка, порождающие ум и дающие рост, — такова его диалектика. Быть частью жизни — значит участвовать в акте любви.
 
От жизни поступает выгодное предложение участвовать в олимпиаде. Выгодное, потому что жизнь — это возмож ность стать главным действующим лицом.   Жизнь выбирает и превозносит саму себя там и так, где и как проявляется твоя идентичность. Этот пассаж наиболее сложен: жизнь наличествует не там, где кто-то теряет, а там, где кто-то побеждает. Весна не в мертвом, сухом ство ле, а в цветущем, плодоносящем дереве. Это означает, что витальность напрямую зависит от способности творить, продуцировать. Идентичность— это то, чем является каждый из нас: это имя, тело, типология — одним словом, вся реальность. В конкретный момент жизнь проходит через конкретного человека. Например, человек решает стать столяром и так усердно трудится, предъявляет столь высокие требо вания к качеству своей продукции, что его превосходная, качественная мебель вызывает все большее восхищение. Неизбежно на рынок выйдет линия именно этой марки мебели, и богатые люди будут вкладывать деньги именно в такой тип деревообработки.
 
Вышесказанное означает, что, в сущности, понятие рынок сводится к личности: покупается и продается лич ность, идентичность. Следовательно, возвращается духов ная, трансцендентная, метафизическая ценность денег. Жизнь, чудо, богатство, успех, результат — все проходит через конкретного человека с его именем и фамилией, с его «фирменным знаком», с его эксклюзивностью. Следовательно, жизнь отождествляется с твоей идентичностью: успех носит имя и фамилию того, кто его создал. Напри мер, искусство носит имя Леонардо да Винчи, лучшая ме ханика — имена Мерседес, Феррари.
 
Имя дает знак каче ства, превосходства, присутствия самой лучшей стороны жизни в этом моменте, в этом произведении.   Жизнь бесконечна, но тем временем маленькая песчин ка этой бесконечности проносится там, где лидер нахо дится в данный момент. Точно так же весна отождествля ется не со всеми ласточками, а только с теми, которые прилетают первыми; с теми персиковыми деревьями, ко­торые начинают цвести; с теми примулами и фиалками, которые распускаются. И среди всего, что существует, подчеркивается, превозносится лучшее. С этим лучшим отождествляется приход весны и ее сила. Так жизнь, че рез моменты силы, победы, идентифицирует себя с иден тичностью бесконечно разнообразных жизненных форм, которые добиваются успеха. Жизнь утверждает себя через победителей.  Жизненная идентичность подразумевает сохранение, ка чественное улучшение и передачу действия проекта жизни.
 
 
  • а) Сохранение. Это первое, что необходимо делать, а именно: жить, быть благополучным, сохранять себя, то есть поддерживать определенный жизненный ритм. Речь идет не о выживании, а о поддержании экосистемы самих себя, собственного витального, здорового, уверен ного, активного действия, об упрочении того, что было получено от других (например, определенный тип тела, здоровья, начального воспитания, культуры, опыта). «Другие» — это не родители, а все внешние проявления действительности, с которыми человеку пришлось стол кнуться в жизни, частично изменившие его в лучшую или худшую сторону. Человек представляет собой не только ДНК, но и синтез встреч, произошедших в его жизни, которые были отобраны его памятью. Из этих избран ных памятью воспоминаний складывается «Я» субъекта, тип его личности.

  • б) Качественное улучшение. Из первого пункта мы поня ли, что важно сохранять жизнь, ее творение. Но какую жизнь?  Здесь на первый план выходит конкретный ученый, предприниматель, строитель, то есть тот, кто творит, создает. Качественно улучшать жизнь означает следующее: если жизнь равна «X», то благодаря действию лидера она должна стать равной «Х+1». Качественно улучшить - зна чит добавить ценность, нечто более интересное, полез ное, приятное, прибыльное, удовлетворяющее. Можно качественно улучшить собственный товар, собственное действие, собственные отношения, а можно привнести функцию улучшения, новый вид услуги в область науки, искусств, морали, политики.  Например, анализируя модель гостиничного бизнеса, впервые созданную Джорджем Хилтоном и в дальнейшем перенятую во всем мире, видно, что он был страстно увле чен своим ремеслом. Он хотел принести в дар своим по купателям лучшую культуру, доступную на этой планете, интегральность высшего гуманизма. Следовательно, он не только предлагал качество, услугу, но и качественное улуч шение эстетики пространства. Удалось ли ему это или нет — это другой вопрос, но факт остается фактом: этот чело век был инженером эстетики, он не просто создавал места для ночлега, чтобы подзаработать денег. Ему нужны были не деньги, а реализация своего внутреннего устремления, придание ему такого качества, которое отличало бы его от других и целиком удостоверяло внутри великой жизни.

  • с) Передача. Понятно, что здесь речь идет о переда че ума, культуры, высшего технического мастерства, то есть эта изобретательность, проницательность в умении соединять различные компоненты для получения в ко нечном итоге более изысканного результата позволяет уменьшить материальное закрепощение человека, окры ляя его и открывая ему духовные горизонты. Это наи высший ценностный вклад в эффективность создания жизни.  Все сказанное выше относительно разума бизнеса, сво дится к следующему: подлинно богатые люди не просят Бога о помощи, а в любой ситуации своими действиями помогают ему.
  •  
  Историческим, действенным принципом всего является утилитарно-функциональная идентич ность онто Ин-се. Для реализации смысла, зало женного в символе триединства7, важно оста ваться в себе, в том, чем ты действительно являешься. Действие жизни, весны проявляется в актуальности пер сикового дерева именно в этот и никакой другой момент. Так же и человек в каждый момент живет в определенном времени и месте, и жизнь проходит через этот способ существования, который становится присутствием этой жизни. Если человек побеждает, то жизнь проявляется в нем.
 
Если он теряет, то он просто выходит из игры, а жизнь проходит через кого-то другого. Следовательно, между различными позициями каждый должен выбирать ту, ко торая в этот момент, в этих обстоятельствах, является полезной (утилитарной) и функциональной для него. Та ково правило, таков путь успеха8.     Любой меметический выбор - это подмена собственной иден тичности чужой. «Чужой» — значит, не относящейся ко мне. Следовательно, не являясь самими собой, мы, вме сто получения выгоды от собственного дела, оказываемся в долгах. Возникает проблема: как управлять ситуациями, чтобы разрешить их, достигая заработка, а не теряя. В действительности ошибка происходит не из-за внешних трудностей. Если утилитарно-функциональный принцип действует, то человек непременно зарабатывает. Если, на оборот, на первое место ставятся сценарии, мемы, убеждения, тогда в конечном итоге он обязательно оказывает ся должником, героем, святым, но только не человеком, который сохраняет, качественно улучшает и передает проект жизни. Суть такова. Становясь монахом, отрекаешься от собст венной идентичности, от возможности стать протаго нистом, делаешь то, что говорят другие — Св. Бенедикт, Св. Алексий и др. То же самое происходит и в браке. Же ниться — значит отказаться от собственной идентично сти. Конечно, многое зависит от того, какой брак, но в общем, если отказываешься от собственной идентично сти ради другого, то не можешь поддерживать тотальную идентичность самого себя, в этом и кроется основное противоречие.   Заключение
 
Сущность всего сказанного заключается в следующем: будьте внимательны к тому, как вы позиционируете собствен ную жизнь, потому что реализация выбирается и усилива ется там и так, где и как проявляется собственная иден тичность.   Необходимо быть и совершать тотальную внутреннюю самореализацию через реа лизацию иметь. Мы живем Деньги очень индифферентны. на этой планете, обладаем Они служат ТОЛЬКО СИЛЬНЫМ, И никогда — рабам.
 
В сущности, онтопсихологию не волнует, какая техни ка является лучшей или какое оборудование более про дуктивно. Ее цель — создать бизнесмена, человека, опи рающегося на продуктивную интуицию. Опыт постоянно подтверждает, что все беды заключаются не во внешних обстоятельствах (налогах, служащих, подчиненных), а в самом операторе, в его поведении по отношению к бизне су как таковому. Именно он — дирижер оркестра, именно он должен изо дня в день выбирать, что делать, а что нет. Для этого он должен обладать рациональным видением.   Практика лидерства Кто такой способностью не наделен, тот проигрывает. Бизнес подобен карточной игре, где от игрока требуется постоянное внимание и где не карты определяют победу, а сам игрок. Деньги очень индифферентны. Они служат только сильным, и никогда — рабам. Они настолько совершенны, что не служат не только бедным, но и тем господам, ко торые стали их заложниками. Деньги желают способных хозяев, настоящих господ.
 
https://sites.google.com/a/vasilysi.info/www/liderstvo-i-ubezdenie/liderstvo-i-upravlenie/praktika-liderstva?pli=1
2421
 7.34