Выступление Постоянного представителя России при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по пункту повестки дня «Положение на Ближнем Востоке», 31 января 2012 года

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Официальный сайт       187-02-02-2012

Уважаемый Господин Председатель,

Мы приветствуем инициативу Лиги арабских государств по проведению сегодняшнего заседания, участие в нем премьер-министра Катара и Генерального секретаря ЛАГ. 

Мы собрались сегодня в критический момент, когда существует, возможно, последний шанс порвать порочный круг насилия, который все туже затягивает Сирию и ее народ. Усугубление кризиса, его скатывание в хаос полномасштабного конфликта было бы не только трагедией сирийского народа, но и неизбежно серьезно дестабилизировало бы соседние страны, еще больше «раскачало» бы ситуацию в стратегически важном регионе Ближнего Востока.

Каков же рецепт? Что может предпринять международное сообщество для того, чтобы предотвратить губительное развитие событий? Ответ как сложен, так и прост. 

Ключ к нему члены Совета Безопасности нашли по сути еще в начале кризиса, когда 3 августа 2011 г. согласовали заявление Председателя СБ. В нем два основных положения: - насилие должно прекратиться со всех сторон; - выход их кризиса можно найти только на путях ведомого самими сирийцами инклюзивного политического процесса.

Если бы все ведущие члены мирового сообщества направили свои усилия на реализацию этих положений, то, убеждены, кризис давно был бы преодолен.

К сожалению, этого не произошло. Россия, которую с сирийским народом, с арабским миром связывают многолетние тесные дружеские, партнерские связи, с самого начала повела борьбу за то, чтобы сирийский народ получил возможность сам, без крови и насилия определять пути и формы необходимых социально-экономических и политических преобразований.

Мы убеждены, что в период острых внутриполитических кризисов роль международного сообщества должна состоять не в том, чтобы раздувать конфликт, не в том, чтобы вторгаться в него с использованием экономических санкций или военной силы, а в содействии налаживанию диалога с целью поиска максимально эффективных и безболезненных решений.

В интересах прекращения насилия и налаживания ведомого сирийцами инклюзивного политического процесса Россия развернула интенсивную дипломатическую работу с Дамаском, с сирийскими оппозиционерами, с Лигой арабских государств. Лиге, в нашем представлении, принадлежит важнейшая роль в международном сопровождении урегулирования сирийского кризиса. Россия немало способствовала тому, чтобы между ЛАГ и Дамаском была достигнута договоренность о развертывании в Сирии мониторинговой миссии Лиги.

Уже на первом этапе своей работы миссия сыграла полезную роль как с точки зрения некоторого снижения уровня насилия, так и - это исключительно важно - более объективного информирования о характере происходящих в Сирии событий, несмотря на оказывавшееся на нее давление.

В докладе миссии о результатах работы за период с 24 декабря 2011 г. по 18 января 2012 г. четко подтверждается, что в ряде районов Сирии вооруженные элементы совершают нападения на сирийские силы безопасности и на мирных граждан.

На этом основании сделан вывод о необходимости взятия на себя всеми сирийскими сторонами, а не только правительством, обязательств прекратить все формы насилия. Мы о происходящем в Сирии знаем из разных источников. В г. Забадани, например, после того, как он перешел под контроль боевиков, начались убийства, грабежи, разбой. Разграбленной оказалась и загородная резиденция российского посла. Город покинуло несколько тысяч мирных жителей.

Нельзя не обратить внимание на содержащийся в оценочном разделе доклада миссии вывод, что параллельно деятельности миссии должен осуществляться диалог между различными сирийскими сторонами и идти политический процесс. Братский характер наших отношений с ЛАГ позволяет нам не только поддерживать наших арабских друзей, но и, когда в этом возникает необходимость, критиковать их за непоследовательность.

Мы не скрывали, что считаем контрпродуктивными решения ЛАГ о приостановке членства Дамаска в Лиге, о введении санкций против Сирии.

Более настойчивой могла бы быть линия Лиги в отношении мониторинговой миссии. С одной стороны Лига приняла решение о ее продлении, а с другой - некоторые страны стали выводить своих наблюдателей из состава миссии. Обеспокоены недавним решением о приостановке работы миссии. Как мы понимаем со слов руководителя миссии, оно вызвано последним всплеском насилия, а также прозвучавшей на одном из саудовских телеканалов фетвой салафитского проповедника сирийского происхождения с «благословением» на пролитие крови наблюдателей. Рассчитываем, что работа миссии в ближайшее время будет продолжена при соответствующей поддержке всех сторон.

Важное значение в контексте усилий по урегулированию кризиса может иметь содержащийся в инициативе ЛАГ от 22 января 2012 г. призыв к сирийскому правительству и ко всем группам сирийских оппозиционеров вступить в подлинный политический диалог под эгидой Лиги. Разговаривать со своими оппонентами - долг не только дипломатов, но и политиков. Особенно, когда речь идет о судьбе твоей страны.

В унисон с Лигой действует и Россия. Мы обратились к сирийским властям и ко всем оппозиционным группам направить своих представителей в Москву во взаимоприемлемые сроки для проведения неформальных контактов без предварительных условий. Это позволило бы сирийским сторонам обсудить многие вопросы национальной повестки дня без каких-либо ограничений, имея в виду, в том числе, задачу подготовки межсирийского диалога под эгидой ЛАГ.

Сейчас чрезвычайно важно завязать диалог, в ходе которого и будут конкретизированы необходимые договоренности о политическом будущем страны.

Возможна ли конструктивная роль Совета Безопасности ООН? Мы считаем, что да. Именно поэтому 15 декабря 2011 г. российская делегация представила проект резолюции Совета, развивающий политическую направленность заявления Председателя СБ от 3 августа.

Проект получил в Совете весомую поддержку. Вчера мы распространили среди коллег его обновленную версию. При этом мы полагаем, что, вырабатывая свои решения, Совет должен руководствоваться в том числе и принципом «не навреди». Мы отвергаем любые санкционные заходы, любые попытки использовать инструментарий СБ для подпитки конфликта, для оправдания эвентуального иностранного военного вмешательства. Но речь не только об этом.

Совет не может диктовать параметры внутриполитического урегулирования. У него на это нет уставных полномочий. Да и не следует лишать стороны стимула к диалогу, отпугивать от него. С учетом этих соображений мы читаем и проект резолюции СБ, недавно предложенный делегацией Марокко. Находим в нем некоторые элементы, совпадающие с текстом нашего проекта. Это обнадеживает. Консенсусную позицию членов Совета Безопасности по Сирии считаем не только необходимой, но и возможной.  


117587

Viatcheslav Matuzov2 февраля 2012
826
 13.43