О международной конференции по Сирии

161_Kofi-Annan-Lavrov

Конференция по Сирии, на которой Россия и страны НАТО пытаются достигнуть компромисса и выработать некую совместную согласованную программу действий, проходит сложно. Это неудивительно, поскольку в настоящее время идет жесткая борьба за отстаивание своих позиций по этому вопросу. Стороны «пробуют друг друга на зуб», пытаясь определить степень возможных взаимных уступок.

Совершенно очевидно, что Россия в этом вопросе придерживается двух основных принципов: нет иностранному открытому военному вмешательству; трансформация власти в Сирии должна идти исключительно мирным путем через диалог двух сторон. США и их союзники стремятся очень жестко прессинговать сирийского президента Башара Асада с целью вынудить его добровольно уйти в отставку и покинуть пределы страны. Этот сценарий уже однажды пытались реализовать в Ливии, когда Каддафи предлагалось беспрепятственно покинуть территорию страны. Говорить в этой ситуации о том, что на конференции будет достигнут некий весомый прогресс, опрометчиво. Скорее мы имеем дело «со сверкой часов» двух основных внешних игроков конфликта, после которой обе стороны будут определяться со своей дальнейшей тактикой и стратегией на сирийском направлении. Исходим из того, что призрачные надежды Запада и аравийских монархий на то, что Россия «сольет» режим Башара Асада взамен на некие преференции в других сферах политики, не оправдаются. Единственным весомым аргументом для такого сценария был бы отказ от системы ПРО в Европе, но это вещь фантастическая. Да и общая политика Москвы сегодня категорически не подразумевает таких «разменов».

Таким образом, для США и НАТО остается только один возможный и реальный путь свержения режима Асада. Это, прежде всего, активизация тайных подрывных операций путем поставок оружия повстанцам и их подготовки в тренировочных лагерях с одновременным постоянным дипломатическим прессингом на всех уровнях. Генеральной задачей при этом является ввести военную активность оппозиционеров в некое контролируемое русло, жестко минимизировав при этом влияние исламистских радикалов и создав условия для установления полного контроля над арсеналами химического и ракетного оружия сирийской армии на финальной стадии противостояния. Естественно, что в этом русле будут продолжаться попытки перекупить часть сирийской военной элиты с целью осуществления государственного переворота «изнутри». Последнее на самом деле возможно только при условии резкого военного перевеса повстанцев, над чем сейчас и работают ЦРУ США и их аравийские союзники. Создание как минимум военного паритета противоборствующих сторон, что открывает путь для вынужденных уступок со стороны Башара Асада, является их нынешней тактической задачей.

Ни о каком сценарии открытого военного вмешательства со стороны НАТО речи сейчас не идет. Это даже гипотетически не обсуждается в Брюсселе, что официально мотивируется экономическими проблемами и отсутствием соответствующего мандата ООН. Последний аргумент является основным «козырем» европейцев в словесных баталиях с «ястребами». США также не готовы к открытому военному вмешательству в силу предвыборных баталий и попыток жестко сократить свой военный бюджет. Кроме того, пока есть Афганистан, ни о каких новых крупномасштабных военных операциях речь не идет по определению. Такая позиция нашла свое отражение и в резолюции НАТО по «турецкому эпизоду». Брюссель ограничился исключительно осуждением и пообещал, что «примет все исчерпывающие меры». На самом деле такая формулировка является классическим примером «надувания щек» в силу неких моральных обязательств перед турецкой стороной. По некоторым данным, самолет-разведчик ВВС Турции был сбит огнем наземных зенитных артиллерийских установок, что подразумевает его очень низкую (до 2,5 км) высоту полета. Это также свидетельствует о том, что он совершенно очевидно находился над территориальными водами Сирии. Турки при этом настаивают, что он был в нейтральных водах, а сирийское воздушное пространство нарушил только на 5 минут. Напомним, что речь идет о сверхзвуковом истребителе, для которого пять минут – это очень приличное время. Также представляется, что такие разведывательные полеты совершаются турками регулярно, что является реальным контраргументом и поводом для соответствующего разбирательства в той же ООН.

Отметим также, что Анкара может принять решение о вводе своих войск в некие «буферные зоны» на сирийской территории только в формате соответствующего решения НАТО. Очевидно, что не все в порядке во взаимоотношениях турецкой армии и премьер-министра Р.Т.Эрдогана, поскольку высшее военное руководство явно саботирует все возможные наступательные инициативы на сирийском направлении. Вспоминая и сравнивая позиции Анкары в период «дела Оджалана» и в настоящий период времени, понимаешь, что у турецкой армии явно поубавилось решимости воевать «на два фронта» (в Сирии и Ираке; и у себя дома). Командование армии недовольно «отбором» у нее в пользу лояльной гражданскому руководству страны спецслужбы МИТ центра радиоэлектронной разведки и чисткой высшего армейского руководства. И это, безусловно, сказывается на решимости Анкары осуществлять военные интервенции, Р.Т.Эрдоган в отличие от предшественников не уверен в своих «армейских тылах». При этом в Анкаре раздались заявления о том, что армия все-таки в качестве ответной меры на ситуацию с сбитым самолетом такую зону создаст в ближайшее время. Этот вариант введет ситуацию в Сирии в новую систему координат, и может как ускорить свержение Асада, так и наоборот консолидировать нацию против захватчиков.

Вопрос о Башаре Асаде остается основным «камнем преткновения» между Москвой и НАТО. Западом и его аравийскими союзниками принято решение о его «уходе» в любом случае. По этой причине Сирийский национальный совет (СНС) и объявил еще до начала конференции «о своем категорическом отказе вести диалог персонально с ним». Это фактически закрывает тему консультаций Москвы и СНС в любом формате, поскольку в последнем сделали ставку именно на активизацию вооруженного противостояния. Такое решение оппозиционеров плавно вытекает из обещаний и реальных действий Вашингтона и суннитских аравийских монархий. Все это означает только один вариант промежуточного компромисса при сохранении прежнего стратегического курса сторон по сирийскому вопросу. Это продолжение миссии специального посланника ООН и ЛАГ Кофи Аннана в попытках реанимировать его план «мирного урегулирования», что, прежде всего, будет касаться продолжения и расширения миссии мониторинга со стороны наблюдателей ООН. Такое решение будет успехом Кремля, поскольку позволяет создать альтернативный от антибашаровской пропаганды канал получения объективной (или близкой к этому) информации о происходящем в стране, а также сохранить ООН как основной международный инструмент разрешения кризиса.

Источник: iimes.ru

Artem Ruduk2 июля 2012
596
 2.85