Михаил Подъёлышев

Россия, Москва

Каков он, русский Сатана?


«СС-18 на Западе назвали «Сатаной». Это было единственное прозрение слепой от рождения человеческой цивилизации ».

 

Дмитрий Глуховский, «Метро 2033»

 


В 1975 году холодная война вышла на новый виток своей, казалось, бесконечной спирали. Успехи военных конструкторов США, создание армады «Минитмэнов» и «Трайдентов» требовали адекватного ответа. Адекватного, конечно, в рамках понятий того времени. Гонка вооружений сдвинулась еще на один шаг вперед.

                По безмолвному приказу правительства советские ученые создали следующее поколение межконтинентальных баллистических ракет. Они разработали и испытали Р-36М, по классификации НАТО SS-18 «Сатана». Разумеется, это было прорывом, огромным шагом вперед по сравнению с прежними методами и средствами доставки ядерных зарядов. Но этот прорыв был делом времени. Он был неизбежен – если бы научная группа   Янгеля и Уткина не добилась успеха, через пару лет это сделал бы кто-нибудь другой. Как невозможно было не изобрести порох и пластмассы – так и появление «Сатаны» было необходимым бременем мировой истории.

3

                «Сатана» была самым страшным и смертоносным, что когда-либо видела Земля. С дальностью полета 16 000 километров она накрывала полмира, попадая в площадку размером с футбольное поле, «Сатана» была защищена от поражающих факторов ядерного взрыва, от всех средств ПРО, как существовавших тогда, так и перспективных. Она была совершенством.

                Совершенством, способным нести заряд в 560 Хиросим.

                «Сатана» - это не средство ведения войны, пусть даже глобальной. В войне от нее мало проку. Это средство последнего, слепого удара, оружие возмездия, когда цивилизованный мир лежит в руинах, на красные звезды Кремля упали тени стратегических бомбардировщиков и ничего уже не имеет значения. Она не должна взламывать линии обороны или уничтожать склады. На театре военных действий для нее нет достойных мишеней. Ее цель – гражданские объекты, столицы государств, мегаполисы. Не военный и даже не моральный удар по противнику – уничтожение ради уничтожения, смерть ради смерти.

Voevoda_Raketa

                Словосочетание «ядерный щит» придумали пропагандисты и лицемеры. Щит не может быть ядерным, это всегда меч, оружие наступления, а не обороны. Щит есть, и он психологический. Наша безопасность не в наших шахтах – она в их мозгах. Рассказать врагу о наших возможностях, показать фотографии ракеты, с помощью специально запланированной утечки информации продемонстрировать видеопленку с записью испытаний. Чтобы боялся и дрожал.

                И США, конечно, дрожали. Любой бы дрожал, когда перед ним не армия, не мотострелковая колонна, не танковые клинья, а дряхлый старик. Всего лишь старик, едва движущийся от старости, едва шевелящий языком, в частых приступах идеологически выдержанного оргазма бьющий что есть мочи по единственной кнопке ядерного чемоданчика. Одна ошибка, случайный взлет – и неизбежен удар.

                «Сатана» была и остается уникальной, не имеющей аналогов, неприступной и разрушительной. Она по-прежнему главная в нашем списке средств ядерного сдерживания. Но вот непревзойденной она оставалась недолго, только до 12 апреля 1981 года. В этот день США впервые испытала детище своего проекта « Spaceshuttle», челнок «Колумбия».

                Я видел и слышал слишком много мнений, чтобы не составить своего, как мне кажется, логичного и разумного – эта программа была военной с самого начала, со стадии бумажного чертежа и до самого закрытия проекта. Слишком большие деньги в него вложены, слишком правильное время было выбрано для его создания, слишком много было отнекиваний и круглых глаз. Только официально шаттлы совершили семь военных миссий, начиная с 1985 года. Сколько их было на самом деле – мы не узнаем никогда. Разумеется, есть международные договора, запрещающие использовать космос для размещения ядерного оружия. Но если что-то запрещено, значит, кто-то этим занимается, аксиома проста.

                Следствие аксиомы в том, что шаттлу по силам осуществить так называемый «нырок».

                В чем слабость наземных баллистических ракет? В том, что они наземные. Когда ракета стартует, ее невозможно спрятать от радаров противника, к тому же в начальный период полета, когда она набирает скорость, она сверхуязвима для средств ПРО. Я слышал, что наш новый «Искандер» каким-то образом решает эту проблему, что ракета при старте вихляет, становясь сложной мишенью, но там все равно есть проблемы и недоработки.

                Шаттл лишен этой проблемы по своей сути. Он «ныряет» из космоса в верхние слои атмосферы, выпускает ракету, а потом либо возвращается на орбиту, либо снижается и садится на аэродром. Противник сможет обнаружить ракету, только когда она уже набрала скорость и вплотную приблизилась к цели. Шаттл – универсальное средство первого и, скорее всего, безответного удара.

                Я слышал от профессионала, что наш «Буран» превосходил шаттлы по всем параметрам. Но он так и не взлетел. Где-то перенапряглись, где-то недооценили, где-то недосмотрели.  Единственный летавший в космос (в 1988 году) «Буран» был уничтожен в  2002 году  при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия». Проект в буквальном смысле похоронили.

                Сейчас мы активно дорабатываем старые и разрабатываем новые космические программы. Возможно, у России скоро тоже появится свой шаттл, способный осуществить нырок над территорией противника для превентивного ядерного удара…   или по крайней мере как следует напугать предполагаемого агрессора. Информацию по этому направлению найти невозможно, но стоит немного подумать – и истина не кажется такой далекой. Хотя Россия ее никогда не озвучит.

                Как, кстати, и Китай, в последнее время активно наращивающий свою космическую группировку.

                Самое интересное, что когда Вы читаете эту статью, возможно, американских шаттлов уже не существует. 28 июня 2011 года последний шаттл «Атлантис» совершит свой последний полет. После этого все шаттлы будут списаны. Программа будет закрыта.

                Означает ли это, что создано какое-то совершенно новое средство доставки ядерных боеприпасов? Что шаттлы отправляются на ту же свалку , что и «Сатана», оставаясь при этом смертоносной и неуязвимой – но всего лишь вехой истории? Или США вообще решили отказаться от ставки на ядерное оружие, отдав предпочтение другим способам ведения войны?

                В последнем я, впрочем, сомневаюсь.

                Ответ за будущим.

1278
 32.35