Николай Шувалов

Россия, Москва

О ситуации с начислением материальной поддержки и поощрений

Секретариат Студенческого союза выражает благодарность всем, кто принимает активное участие в обсуждении и оценке поправок, внесенных в мае с.г. в нормативные акты, регламентирующие порядок оказания единовременной материальной помощи и поощрения денежными премиями за особые успехи в учебе и общественной деятельности. Не может не радовать подлинная заинтересованность студенчества и профессорско-преподавательского состава Университета в развитии и совершенствовании мероприятий, проводимых с целью усиления социальной защищенности обучающихся. В связи с этим представляется целесообразным ответить на ряд вопросов, наиболее часто задаваемых неравнодушными к деятельности Студенческого союза друзьями и коллегами, чья конструктивная критика, несомненно, способствует объективному учету мнения представителей всего студенчества родной Alma Mater .

Чем было обусловлено создание новой структуры, занимающейся распределением социальной помощи? Соответствует ли это действующим правилам?

Стоит отметить, что учреждение социальной комиссии изначально рассматривалось в качестве способа разрешения неоднозначной ситуации, сложившейся вокруг начисления и выплаты государственной социальной стипендии в октябре 2010 года. Инициатива создания на базе Студенческого союза специальной комиссии, призванной осуществлять отбор кандидатов для премирования за отличную учебу и активную социальную работу, а также оказания помощи малоимущим гражданам, принадлежала главному бухгалтеру Университета А.М. Суховскому. Данное предложение было всецело поддержано проректором по социальной и воспитательной работе И.А. Логиновым и лично ректором МГИМО академиком РАН А.В. Торкуновым.

Принципиальное согласие на учреждение социальной комиссии Студенческого союза было выражено Ученым советом Университета 21 декабря 2010 года. Было принято решение о внесении соответствующих изменений в Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов. При этом было указано на необходимость проработки конкретных формулировок в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В ходе длительной, сложной, но абсолютно необходимой работы, при теснейшем взаимодействии со структурными подразделениями Университета (в первую очередь, бухгалтерией и юридическим управлением) были выработаны приказы*, в которых учтены все требования федерального законодательства (о высшем и послевузовском профессиональном образовании, о социальном обеспечении) и, что немаловажно, реалии университетской жизни. Отсутствие замечаний правового характера к тексту данных документов подтверждено письмом начальника юридического управления А.В. Жуковой от 3 мая с.г. на имя председателя Секретариата Студенческого союза С.И. Суровцева.

Помимо согласования начальником юридического управления А.В. Жуковой и главным бухгалтером А.М. Суховским, документы были в установленном порядке согласованы председателем первичной профсоюзной организации С.Ю. Бариновым, проректором по социальной и воспитательной работе И.А. Логиновым, проректором по экономике, хозяйству и строительству Н.Б. Кузьминой, проректором по международному сотрудничеству и общественным связям А.В. Силантьевым, проректором по кадровой политике В.П. Воробьевым, проректором по учебной работе В.Б. Кирилловым, первым проректором А.Д. Богатуровым. Подписание приказов первым проректором А.Д. Богатуровым и, соответственно, вступление их в силу состоялось 13 мая с.г.

Об авторитетности мнения уважаемых проректоров и иных высоких должностных лиц, поддержавших внесенные изменения, говорить не приходится.

Таким образом, о нарушении указанными правовыми актами положений федерального законодательства, федеральных подзаконных нормативных актов либо университетской документации не может быть и речи.

Будет ли выплачиваться государственная социальная стипендия?

Отвечая на данный вопрос, стоит указать на один существенный момент, вызвавший широкий общественный резонанс. Задачей социальной комиссии является внесение представлений об оказании единовременной материальной помощи. По смыслу Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 года №487**, и принятых на его основании документов (в т.ч. Положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов МГИМО) государственная социальная стипендия и единовременная материальная помощь – это разные категории. Выплата единовременной материальной помощи не подменяет выплату государственной социальной стипендии. Требования к порядку выплаты государственной социальной стипендии установлены в названном Типовом положении и должны неукоснительно исполняться учебными заведениями. Требования же к порядку выплаты единовременной материальной помощи устанавливаются вузом самостоятельно. В МГИМО скорректированные требования были определены Ученым советом 21 декабря 2010 года и введены в действие, как уже отмечалось, приказами от 13 мая 2011 года. Ответ на вопрос относительно выплаты государственной социальной стипендии, ее размере и сроках может дать лишь бухгалтерия Университета. Мы данной информацией не располагаем.

Что необходимо для получения единовременной материальной помощи?

Относительно конкретных требований, соблюдение которых необходимо для оказания единовременной материальной помощи, следует указать на следующее. Нуждаемость лиц, претендующих на получение материальной помощи, должна быть достоверно подтверждена документам, на основании которых представляется возможным установление тяжелого материального положения. В качестве таковых могут выступать следующие документы: свидетельства о смерти родителей либо лиц, их заменяющих (в случае потери кормильца); удостоверения инвалидов соответствующей группы; удостоверения лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф; удостоверения участников (инвалидов) боевых действий; справки о доходах родителей, справки о составе семьи (для малоимущих граждан); иные документы. По смыслу действующего законодательства*** лицо считается малоимущим, если среднедушевой доход семьи (среднедушевой доход одиноко проживающего гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании помощи, ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи (среднедушевого дохода одиноко проживающего гражданина) производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и принадлежащем им имуществе на праве собственности. Справка, выдаваемая органами социальной защиты населения (без предоставления дополнительных документов), достаточна лишь для назначения государственной социальной стипендии. Для оказания единовременной материальной помощи (и того требует бухгалтерия Университета) необходимы дополнительные документы, о которых говорилось выше.

Почему именно Студсоюзу поручено контролировать социальную комиссию?

На наш взгляд более корректной будет формулировка «Почему социальная комиссия была учреждена именно на базе Студенческого союза?», так как использование понятия «контроль», предполагающего доминирование, неуместно, когда речь идет о студенческой организации. Итак, отвечая на данный вопрос, следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Студенческий союз учрежден 24 февраля 2005 года свободным волеизъявлением студентов МГИМО в целях консолидации студенчества и содействия формированию корпоративной культуры Университета. Студенческий союз является старейшей общеуниверситетской организацией, провозгласившей представительство студенчества во взаимоотношения с руководством Университета в качестве основного направления своей деятельности. Студенческий союз является правопреемником Совета студенческого сообщества, учрежденного 5 октября 2003 года Меморандумом о взаимопонимании между активистами автономных студенческих организаций и старост всех факультетов Университета.

Ученый совет Университета постановлением от 22 апреля 2008 года «О медико-социальной и воспитательной работе в МГИМО(У)» подержал Студенческий союз в его инициативе содействовать студенческим структурам Университета в формировании единого молодежного пространства МГИМО. Устав Студенческого союза от 24 февраля 2005 года (в редакции от 1 ноября 2009 года) подписан проректором по социальной и воспитательной работе И.А. Логиновым. Ректор МГИМО академик РАН А.В. Торкунов проводит регулярные встречи с Секретариатом Студенческого союза в целях обсуждения вопросов общественной жизни и социального развития Университета.

Таким образом, состоятельность Студенческого союза как ведущей студенческой организации Университета подтверждена на самом высоком уровне. И именно по этой причине платформой для полноценного функционирования социальной комиссии был избран Студенческий союз.

При этом чрезвычайно важно понимать, что социальная комиссия формируется Советом Студенческого союза – постоянно действующим руководящим органом объединения – по принципу равного представительства факультетов и институтов. Несомненно, что в деятельности социальной комиссии также примут участие представители управления магистерской подготовки и управления научной политики (представляющего интересы аспирантов и докторантов). Цель широкого представительства – обеспечение беспристрастности и объективности в целях принятия обоснованных решений по каждому студенту, аспиранту и докторанту. Более того, социальная комиссия находится в постоянном взаимодействии с факультетами и институтами, бухгалтерией, юридическим управлением, управлением учебно-организационной работы, и получает необходимые в своей деятельности консультации и рекомендации. Студенты и их объединения всегда могут обратиться в Секретариат Студенческого союза с интересующими их вопросами, желобами и предложениями – Студенческий союз открыт для всех и каждого!


* Приказ «О введение в действие изменений в Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов МГИМО (У) МИД России» и приказ «Об утверждении положения о социальной комиссии Студенческого союза МГИМО (У) МИД России»


**Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2001 №487)


***Федеральный закон от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»


На вопросы отвечали:

Председатель Секретариата Студенческого союза

Станислав СУРОВЦЕВ

Ответственный секретарь Студенческого союза

Айрат ГАРИФУЛЛИН


Кабинет 137а (офис Секретариата Студенческого союза),

Телефоны: 433-73-59 (городской), 18-56 (внутренний)

http://vkontakte.ru/public27376717



2120
 32.87