Посол знает, что делать

\"\"августа в Бухаресте официально вступил в должность новый посол России в Румынии Александр Анатольевич Чурилин. Над чем ему предстоит здесь работать, он рассказал в интервью "Трибуне".

– Так ли уж важна Румыния для внешней политики России?
– Лично для меня это прежде всего начало нового этапа моей профессиональной карьеры, работа в стране с очень интересными проблемами, интересным народом и историей. Румыния вместе с другими государствами Восточной Европы относится к числу стран, которым наша внешнеполитическая концепция уделяет особое внимание. Это наши соседи, у нас с румынами издавна существовали традиционно хорошие отношения. Наши связи выражались не только в десятках формальных договоренностей, сотнях визитов делегаций, но и, наверное, в тысячах и сотнях тысяч человеческих контактов. Румыния – крупнейшая страна Юго-Восточной Европы и Балкан, страна с активной внешней политикой в регионе. Естественно, мы внимательно слушаем, что говорят в Бухаресте, и хотели бы, чтобы здесь внимательно слушали Москву.
К тому же сложившийся в прошлом фундамент нужно сохранить и использовать имеющийся задел для того, чтобы новые поколения россиян и румын сохранили дружбу, взаимопонимание и деловое сотрудничество. Румыния была и остается крупным экономическим партнером России. И очень важно, чтобы в условиях, когда эта страна вступает в Европейский союз, не растерять то позитивное, что было накоплено в прежние годы. Между прочим, у нас есть немалые возможности в плане политического взаимодействия на международной арене. Например, сотрудничество в создании прочной системы европейской безопасности в рамках региональных механизмов Дунайско-Черноморского бассейна в области укрепления стабильности и добрососедства на Балканах. Конечно же, и борьба с международным терроризмом и трансграничной преступностью.

– Насколько реально все, о чем вы говорите?
– Все возможности для восстановления отношений с Румынией, если считать, что они претерпели какой-то ущерб, открыты. Мы готовы к развитию взаимодействия в политической, экономической, культурной – очень, кстати, важной – областях, в гуманитарной сфере. Если есть какие-то новые идеи, готовы их выслушать. Со своей стороны мы тоже будем думать, что можно сделать для выстраивания более тесных отношений.

– Какое место отводится экономике?
– Скажу так: российско-румынское экономическое сотрудничество развивается очень неплохо. Годовой товарооборот приближается к 4 миллиардам долларов.
Темпы роста достаточно высокие. Другое дело, что надо думать, как менять структуру нашей торговли, диверсифицировать ее. Думается, что румынская сторона могла бы больше закупать у нас промышленной продукции, а не только нефть, газ, уголь. Со своей стороны надо искать возможности расширения экспорта в Россию румынских товаров. Традиционно у нас к румынским товарам было хорошее отношение, особенно к мебели, одежде, фармакологической продукции. Мне кажется, есть несколько возможностей для углубления торгово-экономического взаимодействия. Первое – собственно наращивание его объемов. Второе – менять структуру, диверсифицировать товарные потоки с обеих сторон. Третье – привлечение капиталов друг друга. Словом, тут есть над чем поработать.

– Румыния – член НАТО, в следующем году скорее всего вступит в Евросоюз. На ее территории в скором времени будут размещены американские военные базы. Как эти факторы могут повлиять на отношения Москвы с Бухарестом?
– Перспектива размещения вблизи наших границ чьих-то военных баз, выдвижение сюда военных блоков, конечно, не вызывает у нас оптимизма. Важно, однако, чтобы этот шаг не привел к ухудшению общего состояния дел в области военной стабильности и безопасности, предсказуемости на Европейском континенте. Мы будем следить за выполнением НАТО обязательств относительно неразмещения существенных боевых сил на территории государств – новых членов альянса, в том числе Румынии. И, конечно, будем следить за соблюдением ограничений по ДОВСЕ.

– Несмотря на огромный потенциал культурного сотрудничества между нашими странами, сегодня сложилась парадоксальная ситуация. Россия – одна из немногих стран, которая не имеет в Бухаресте культурного центра.
– Думаем об этом, говорили на этот счет с коллегами здесь и в Москве. Это очень интересная и важная тема. Культурное сотрудничество становится сегодня одной из самых массовых сфер взаимодействия между народами. Между Россией и Румынией исторически такое взаимодействие было весьма масштабным. Мне хотелось бы, чтобы на этом направлении произошли серьезные подвижки, в том числе за счет создания центров, развития и координации культурного обмена.

Уже после первых бесед с румынскими руководителями и дипломатами у меня сложилось впечатление, что наши коллеги тоже с большим интересом и желанием относятся к развитию отношений с Россией. Хотелось бы, чтобы наша совместная практическая работа обеспечила движение вперед в интересах российского и румынского народов.
Александр Анатольевич Чурилин родился 26 октября 1946 года.
В 1970 году окончил Московский государственный институт международных отношений. Карьерный дипломат. Прошел все ступени дипломатической лестницы. Начинал свою карьеру в начале 70-х годов в Африке как атташе посольства СССР в Замбии. С 1974 по 1987 год работал в отделе США и Канады МИД СССР, участвовал в различных переговорах по ограничению и сокращению стратегических и ядерных вооружений. В 1989–1995 годы – старший советник по военно-политической проблематике посольства России в США. С 1998 по 2003 год являлся советником-посланником посольства России в Дании. Перед назначением послом РФ в Румынии несколько лет возглавлял историко-документальный департамент МИД России.

Анатолий Чигрин, "Трибуна", 8.09.06.

Watrik Watrikovich29 апреля 2011