В апреле 2010 года исполнилось 10 лет, как Валерий Павлович Воробьев был назначен на должность проректора по кадровой политике МГИМО. Мы встретились с Валерием Павловичем и попросили его рассказать о том, какие изменения произошли в кадровой работе Университета за прошедшее десятилетие.
- Валерий Павлович, как Вы, кадровый дипломат, стали проректором МГИМО?
- Если одним словом, то можно сказать, что это был закономерный процесс. Всю жизнь мне приходилось делать нелегкий выбор: либо дипломатическая карьера, либо научно-педагогическая деятельность в МГИМО. Поэтому когда, находясь в Африке в качестве российского посла, я получил приглашение от Анатолия Васильевича Торкунова стать проректором по кадрам, то с благодарностью его принял. Можно сказать, что выбор ректора был выверенным. В свое время мне приходилось работать заместителем декана и деканом в МГИМО, а затем четыре года возглавлять отдел высших учебных заведений Кадров МИДа, в сферу деятельности которого входило кураторство МГИМО, Дипломатической академии и Высших курсы иностранных языков. Плюс к этому двадцатилетний опыт дипломатической деятельности, включая работу в «Генштабе МИДа» - Генеральном секретариате.
- С какой кадровой ситуацией Вам пришлось встретиться, когда Вы стали проректором в 2000 году?
- В 2000 году в состав МГИМО входили 7 факультетов и 4 института, объединяющие 47 кафедр, а также несколько самостоятельных отделов по основным направлениям деятельности: учебной, финансовой, международной, хозяйственной. В Университете обучались около 4500 студентов, работали 900 преподавателей и 800 сотрудников административных, учебно-вспомогательных и хозяйственных служб. Кадровая служба была представлена одним Отделом кадров, в состав которого входил главный юрисконсульт. Деятельность кадровых подразделений была связана преимущественно с традиционными функциями: документооборотом, приемом на работу, зачислением на учебу, учетом профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов Университета, увольнением, подготовкой соответствующих приказов, ведением трудовых книжек и т.п. На тот момент все это во многом обусловило и название должности – проректор по кадрам. Ознакомившись с ситуацией, понял озадаченность Анатолия Васильевича Торкунова. Кадровая работа явно «проседала».
Активно развивавшиеся объективные процессы преобразований в высшей школе страны требовали аналогичных изменений и в МГИМО. Сложившиеся условия на рынке образовательных услуг выдвигали новые качественные требования к развитию вуза, его профессорско-преподавательскому составу, работникам и студентам, заставляли искать новые пути решения в управлении человеческими ресурсами.
-В чем конкретно произошли изменения в кадровой работе МГИМО в последние годы?
- Прежде всего, кадровой работе был придан системно-организационный характер. Сразу были созданы юридический отдел и отдел по работе со студентами и содействия занятости выпускников.
С учетом возросшего объема задач, возложенных на кадровую службу, в 2006 году Отдел кадров был преобразован в Управление по работе с персоналом. Помимо основного Отдела по работе с персоналом в его составе появился Отдел кадрового развития и анализа, функции Управления при этом существенно расширились. Общая численность кадровой службы достигла сегодня 30 человек. Согласитесь, что на 8300 членов нашего коллектива – это капля в море.
В 2007 году по инициативе и указанию ректора А.В. Торкунова должность проректора по кадрам была преобразована в должность проректора по кадровой политике. При этом речь шла не о формальной смене вывески, а, по сути, была поставлена задача о переходе к инновационной деятельности на этом направлении. Фактически мы впервые стали подходить системно и комплексно к решению кадровых вопросов. Такой подход отвечает нынешним тенденциям в области работы с человеческими ресурсами, в основе которого заложен «человеческий капитал». Как отмечает американский экономист Гарри Беккер, получивший Нобелевскую премию за разработку этого понятия, человеческий капитал – это имеющийся у каждого индивидуума запас знаний и навыков, уровень образования и мотиваций. Именно отсюда проистекает важность инвестиций в человека.
Основываясь на этом, впервые была разработана стратегия кадровой политики Университета, которую утвердил Ученый совет Университета. Ее главной целью в работе с преподавателями и сотрудниками МГИМО является создание условий для их профессионального и личностного роста. Этому способствует развитие комплекса мер, направленных на эффективный подбор и расстановку кадров, формирование всеобъемлющей системы повышения квалификации для всех категорий персонала, обеспечение социальной защищенности работников и развитие позитивной социальной среды в Университете, совершенствование системы материального стимулирования. Можно с уверенностью сказать, что динамика развития кадровой службы, являющаяся традиционной чертой Университета, привела сегодня к упорядоченной системе управления человеческими ресурсами.
- Каковы принципы кадровой политики на настоящий момент?
- Двигаясь по пути инновационного развития, кадровая служба постоянно работает по преумножению и совершенствованию педагогических, научных и корпоративных традиций МГИМО, гибко и эффективно реагирует на изменения, затрагивающие деятельность Университета по наращиванию человеческого капитала. В результате на сегодняшний день в МГИМО сложился и трудится высококвалифицированный и дружный коллектив, которому по плечу решение всех поставленных задач.
Благодаря взвешенной кадровой политике из года в год совершенствуется и укрепляется структура МГИМО, успешно решаются вопросы расстановки кадров, сохраняется тенденция по омоложению профессорско-преподавательского состава, наблюдается устойчивый рост численности преподавателей высшей квалификации – докторов наук и профессоров, развивается система повышения квалификации. Растет число выпускников, остающихся работать в МГИМО после его окончания. Сегодня почти треть профессоров и преподавателей Университета – это выпускники МГИМО. Из них 70% работают на кафедрах социально-политического, экономического и юридического профиля.
При проведении кадровой политики мы исходим из того, что должна существовать обратная связь между Управлением по работе с персоналом и структурными подразделениями Университета. Введение такого документа, как «Паспорт кафедры» позволило, в частности, более четко представить структуру кафедр, их качественный состав, оценить проблемные вопросы и добиться системы в подготовке отчетных документов.
Важное место при проведении кадровой политики занимает перспективное планирование. В целях развития кадровой политики и повышения ее эффективности в ноябре 2007 года впервые в российской высшей школе сотрудниками Управления по работе с персоналом совместно с внешними экспертами была проведена оценка группы работников Университета методом ассесмента. Широко применяемая сегодня в мире технология Ассесмент-центра (или по-другому Центра оценки) заключается главным образом в том, чтобы выявить деловые и личностные качества сотрудников, оценить и скорректировать их мотивацию, что в конечном счете способствует более эффективной расстановке кадров. Нет сомнений, что эту работу надо продолжать и дальше.
Важно отметить также, что при проведении кадровой политики уделяется особое значение формированию такой среды взаимодействия преподавателей, аспирантов и студентов, в которой успешно осуществлялись бы преемственность и развитие накопленных знаний, идей, опыта и традиций нашего Университета.
- В каких мероприятиях нашли отражение обозначенные Вами принципы в управлении персоналом?
За прошедшее десятилетие при непосредственном участии кадровой службы прошли выборы ректора и деканов факультетов на альтернативной основе, осуществлен переход на новую систему оплаты труда, в целях более качественного решения учебно-производственных задач проведена реорганизация ряда административно-хозяйственных и учебно-вспомогательных подразделений. Юридический отдел был преобразован в Юридическое управление, в котором сейчас работают 16 человек.
На факультетах Международных экономических отношений, Международной журналистики, Политологии и в Институте европейского права назначены новые деканы и директор, на 46 кафедрах – новые заведующие кафедрами. К управлению пришли высококвалифицированные специалисты с большим опытом руководящей, педагогической и научной работы.
На базе отдельных структурных подразделений созданы новые крупные Дирекции: информационных технологий, информационно-издательских программ, бухгалтерского учета и финансов, обеспечения закупок и снабжения, по делам общежитий и служебного жилья; Управления: инновационного развития, магистерской подготовки, федеральных стандартов, учебно-организационной работы и ряд других. Сегодня в структуре Университета 7 дирекций, 12 самостоятельных управлений и 4 центра. Достигнута практически 100% укомплектованность кафедр и подразделений. Завершается работа по реорганизации Дирекции бухгалтерского учета и финансов. Теперь в Университете будут действовать бухгалтерия, планово-экономическое управление, отдел организации и размещения государственного заказа, отдел учета договоров и исполнения обязательств, управление проверок и контроля.
В нашей стране вопросы борьбы с коррупцией поручены кадровым службам. Но мы пошли дальше – в МГИМО создана комиссия по противодействию коррупции во главе с ректором А.В. Торкуновым, куда вошли представители всех крупных подразделений Университета.
Считаю, что эти изменения позволят значительно повысить эффективность и контроль за деятельностью всех структур МГИМО.
- Говоря про кадровую работу, часто вспоминают фразу «Кадры решают всё». Что сегодня в Вашей работе проректора составляет «всё»?
- Всё – это наши преподаватели, доценты, профессора. Всё – это наши работники административных и хозяйственных служб, учебно-вспомогательный персонал. А самое главное – это наши студенты.
Сегодня в МГИМО обучаются около 6000 человек, работают свыше 2000 человек, из которых около 1300 профессорско-преподавательский состав. В нашем коллективе 5 академиков и членов-корреспондентов РАН, 19 заслуженных деятелей науки, 9 заслуженных работников высшей школы, 4 заслуженных юриста, 23 почетных работника высшего профессионального образования, около 150 профессоров и 200 докторов наук. 24-м ведущим профессорам присвоено звание «Почетного профессора МГИМО».
В последние годы заметно укрепляется организационно-кадровый потенциал Университета. За прошедшие 10 лет созданы 23 новые кафедры, общее количество кафедр достигло 70. Открытие новых кафедр было своевременным и адекватным решением, отвечающим потребностям в подготовке специалистов различного профиля, имеющих современный уровень знаний. Особенное внимание было уделено созданию совместных кафедр с ведущими госкорпорациями и компаниями, например, такими как «Роснефть», «Ростехнологии», где наука непосредственно объединилась с практикой. Среди них можно назвать кафедры: Глобальной энергетической политики и энергетической безопасности, Международных проблем ТЭК, Международного военно-технического сотрудничества и высоких технологий, АДВ - маркетинговых коммуникаций, Глобальных информационных процессов и ресурсов, Управления международным бизнесом и инновационным развитием, Европейской интеграции, Прикладного анализа международных проблем, Гражданского общества, Адвокатуры, ЮНЕСКО и целый ряд других. Сегодня в составе МГИМО(У) 7 факультетов и 6 учебных институтов.
Особую гордость мы испытываем за тех работников Университета, чей труд был отмечен высокими наградами. Только за истекший учебный год 49 профессоров и преподавателей МГИМО с 24-х кафедр были удостоены почетных званий и наград, в том числе государственных, поощрений от 16-ти различных организаций и учреждений.
- Вы отметили, что студенты – один из приоритетов кадровой политики МГИМО. Как строится работа на этом направлении?
- Кадровая политика в вузе, как известно, направлена в первую очередь на студентов. Современный рынок труда требует также перестройки всей работы, связанной с трудоустройством выпускников, развития у студентов навыков и практических компетенций для работы в государственных организациях и бизнес-структурах.
В этой связи в 2007 году Отдел по работе со студентами и содействия занятости выпускников был преобразован в Управление по работе со студентами и выпускниками, в котором появились новые отделы, на которые возложены вопросы работы с выпускниками, развитию карьеры, фандрайзингу и другие. На работу в управление пришли молодые перспективные выпускники МГИМО, заряженные на покорение новых высот в кадровом менеджменте.
Наряду с традиционными стали применяться новые формы работы на этом направлении. В ее основу положен принцип взаимодействия со студентами и выпускниками на долгосрочной основе, на протяжении всей жизни, так называемый принцип life-long-relations. Речь, в частности, идет о дополнительных формах обучения для выпускников, о мониторинге их карьеры, налаживании тесных отношений с наиболее успешными из них – потенциальными спонсорами и работодателями. Реализация этого принципа значительно расширила поле деятельности Управления по работе со студентами и выпускниками.
Для удобства студентов в феврале 2010 г. Управление по работе со студентами и выпускниками полностью обновило свою страницу на сайте Университета и перешло на электронную форму работы. Теперь студенты могут самостоятельно ознакомиться с нормативными документами, пошаговыми инструкциями к ознакомительной и преддипломной практике, скачать необходимые заявления.
Создание нового управления способствовало дальнейшему развитию сотрудничества с МИД России как главным работодателем для наших выпускников. По решению Коллегии МИД России для более углубленной подготовки студентов МГИМО к работе в Министерстве уже на протяжении трех лет проводится «Дипломатический модуль», число слушателей регулярно увеличивается и сегодня составляет около 100 человек. Проведение такой взвешенной политики дало свои результаты. После спада в 2006-2007 годах резко возросло число студентов, желающих пойти на дипломатическую службу.
Недавно студенты МЭО – члены экономического клуба «OECONOMICUS» выступили с инициативой проводить «дипломатический экономический модуль» совместно с Департаментом экономического сотрудничества МИД России для обсуждения и анализа перспектив развития экономического сотрудничества России с зарубежными странами и международными организациями. Эту инициативу мы поддержали и будем поддерживать другие начинания такого рода.
Наряду с этим постоянно расширяются контакты с перспективными работодателями, бизнес-структурами. В рамках этой работы регулярно проводятся презентации компаний во время Дней карьеры и Ярмарок вакансий. Перспективными в этой связи представляется использование возможностей факультетов и институтов, кафедр, Центра карьеры.
Кстати, особенностью прошедшего в апреле этого года Дня карьеры стало то, что в нем — впервые за историю проекта — приняли участие не только коммерческие компании, но и государственные учреждения, присутствовали представители 10 министерств и ведомств. Мы отмечаем, что интерес к государственной службе растет.
Необходимо отметить, что Управление по работе со студентами выпускниками постоянно расширяет границы своей работы. На сегодняшний день МГИМО сотрудничает с Благотворительным Фондом В.Потанина и четырьмя крупными бизнес-партнерами (Банк Москвы, Стройтрансгаз, Газпромбанк, ВТБ) по линии предоставления студентами Университета именных стипендий. Также в соответствии с тройственным договором между Фондом, МИД России и МГИМО осуществляется организация преддипломной практики студентов в российских зарубежных представительствах, что позволяет получить будущим дипломатам бесценный профессиональный опыт.
- Вы являетесь Заместителем Председателя Совета Ассоциации выпускников МГИМО. Как сочетается Ваша кадровая работа с работой по взаимодействию с выпускниками?
- Общение выпускников с альма-матер – это то, что связывает между собой поколения мгимовцев. Ассоциация выпускников МГИМО сегодня насчитывает около 4000 членов. А благодаря интернет-сайту Ассоциация объединяет около 10000 человек. Как проректор по кадровой политике обязан и делаю все для того, чтобы не прерывались добрые отношения между выпускниками МГИМО и Альма-матер. Их успехи в значительной мере складывают историю Университета, формируют его имидж. Многие наши выпускники не только добиваются заметных профессиональных результатов, но и получают высокое общественное признание. Среди выпускников МГИМО 2 президента, 4 премьер-министра и более 30 министров, около 850 послов нашей страны и зарубежных государств, известные бизнесмены, юристы и журналисты.
Регулярно проводятся встречи выпускников, крупнейшей из которых является ежегодный День МГИМО. Так, в октябре 2009 года Университет и Ассоциация организовали празднование 65-летнего юбилея МГИМО, который посетили высокие гости – выпускники и друзья. Всего на празднике побывало более 2000 человек.
Ассоциация выпускников МГИМО активно поддерживает образовательные достижения Университета. По результатам проведенного опроса, именно знание языков, приобретенное в студенческие годы в МГИМО, наши выпускники оценивают как один из главных факторов своего профессионального успеха. Сегодня у нас преподают более полусотни иностранных языков, что является уникальным случаем в мировой образовательной практике. Собрав необходимую доказательную базу по языковой подготовке в Университете, Ассоциация выступила инициатором подачи заявки в Книгу рекордов Гиннесса. В результате был зафиксирован рекорд МГИМО по количеству изучаемых государственных иностранных языков – 53 языка.
Ассоциация не остается в стороне социально значимых проблем, имеющих важное значение для выпускников МГИМО. Абсолютно новым направлением ее работы стала активная благотворительная деятельность. Так, Ассоциация принимает непосредственное участие в подготовке и проведении гражданских благотворительных акций «Мужество и милосердие» в поддержку ветеранов войны и боевых действий.
В декабре мы оказали существенную финансовую помощь в приобретении новогодних подарков для воспитанников Кондровского детского дома, подшефного Университету. А совсем недавно было сделано значительное пожертвование из средств Ассоциации в Фонд ветеранов-выпускников МГИМО, приуроченное к 65-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне.
- Готовясь к нашей встрече, мы нашли интервью с Вами, опубликованное в газете «Международник» в первый год Вашей работы в должности проректора МГИМО. Мы хотели бы вновь задать Вам один из вопросов того интервью. Какие качества Вы особенно цените в людях? Насколько изменились Ваши взгляды в этом отношении за прошедшие 10 лет?
- Думаю, что ответ на этот вопрос остается неизменным. Надежность, порядочность, человечность. Приоритет этих качеств подсказан жизненным опытом. Главное, чтобы тебя не подводили. Только с теми, кому доверяешь, можно выстраивать конструктивные отношения, добиваться положительных результатов. В этом смысле морально-нравственные качества коллег, на мой взгляд, гораздо ценнее уровня их профессионализма. Во многом благодаря такой позиции нам удавалось находить правильные решения в сложных кадровых ситуациях, сохранять доброе общение с людьми разных характеров, получать их поддержку в решающие моменты.
- А что в личном плане Вам удалось сделать за этот период?
- С МГИМО связаны многие знаковые события моей жизни. Обе дочери закончили международно-правовой факультет. Старшая дочь сейчас работает в Большом театре, занимается фандрайзингом. Младшая дочь защитила диссертацию, получила степень кандидата юридических наук, в настоящее время преподает в МГИМО и занимается бизнесом. В Университете получает второе высшее образование зять. Много лет в МГИМО в качестве преподавателя французского языка проработала жена, которая и сейчас не теряет связи со своей кафедрой.
Начав работать 10 лет назад в творческой высокопрофессиональной среде альма-матер, необходимо было соответствовать высокому уровню Университета. Опираясь не только на научный интерес, но и на определенные наработки в области исследования конституционно-правовой системы Государства Израиль, в 2002 году защитил докторскую диссертацию. В 2003 мне году было присвоено ученое звание профессора. В октябре прошлого года получил почётное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
- Валерий Павлович, Вы ведь еще и член Союза писателей Москвы.
- Хотя писателем в полном смысле себя не считаю, но действительно был принят в Союз писателей Москвы за научно-публицистические произведения, проповедующие принципы демократии и толерантности на Ближнем Востоке. Такая честь мне была оказана известной и любимой мной поэтессой Риммой Казаковой, которая, к сожалению, недавно ушла от нас. Кстати, она написала четверостишье обо мне, которое ранее я нигде не цитировал, а именно:
Если говорить о моей научной деятельности, то за последние 10 лет были опубликованы 10 монографий, то есть получается, что по одной монографии в год. Теперь их общее количество составило 11. Особое место среди них занимает книга «Болезни государства (диагностика патологий системы государственного управления и права)», написанная в соавторстве с выдающимся ученым Сергеем Яковлевичем Курицем. Эта работа, объемом 27 печатных листов, по общему мнению, стала заметным фундаментальным теоретическим исследованием, формирующим научную основу для анализа функционирования системы государственного управления и права, выявления причин возникновения проблем, кризисов и конфликтов внутри государства и в его взаимодействии с мировым сообществом. Можно с уверенностью сказать, что эта монография заложила основы для новой парадигмы государственного управления и конституционного права.
- Что бы Вы хотели сказать в заключении нашего интервью?
- Прежде всего, хотелось бы поблагодарить всех, с кем приходилось и приходится ежедневно решать наши общие задачи и проблемы. Профессионально-кадрово работать с людьми, не скрою, нелегко. Но возникает необыкновенное чувство удовлетворения, когда удается справедливо разрешать трудные, конфликтные ситуации и помогать людям.
И еще. Положительные результаты на кадровом направлении, хотя есть еще резервы, за последние 10 лет были достигнуты благодаря всему нашему коллективу и тому, что во главе МГИМО долгое время стоит такой авторитетный ученый, дипломат и общественный деятель, как Анатолий Васильевич Торкунов.
Беседовал Т.Махмутов,Управление по работе с персоналом
Комментарии
Показать все комментарии