Дмитрий Скугаревский

Россия, Москва

Качество финансового образования в МГИМО

МГИМО нередко называют «элитным» вузом и даже сравнивают с Гарвардом. Благодаря компании Bloomberg, запустившей в пилотном режиме тест Bloomberg Assessment Test (BAT), у нас есть возможность определить уровень подготовки студентов МГИМО по финансовым направлениям и сравнить его с мировым.

BAT — трехчасовой тест, который рассчитан на студентов старших курсов и оценивает остаточные знания по всему блоку финансово-экономических дисциплин: от Economics до Valuation, всего 12 блоков; итоговый балл — среднее баллов по блокам. Тест проверяет, сложилось ли у испытуемого общее представление о функционировании современных финансовых рынков, и показывает, обладает ли студент необходимыми техническими навыками для принятия инвестиционных решений.

В мире BAT уже сдало 8676 чел. (на 28.06.11), в т.ч. в России — 141 чел., преимущественно из МГУ, ВШЭ, СПбГУ, МГИМО, Плешки. Bloomberg поддерживает подробную базу данных результатов людей, согласившихся на анонимное участие в ней. Поэтому мы в состоянии сравнить результаты теста в мире и МГИМО:


world_mgimo_distrib Как видим, студенты МГИМО написали тест заметно хуже, чем в среднем по миру. В особенности бросается в глаза «горб» оценок в диапазоне 30...40%. Также не было ни одной оценки в верхнем диапазоне 80...100%. Где же были слабые стороны тестируемых?


Лепестковая диаграмма среднемировых и МГИМО-баллов по аспектам BAT: Web chart Провалы наблюдаются в технических дисциплинах, что можно объяснить тем, что студенты не были ознакомлены в ходе обучения ряду моделей и методов, применяемых в рыночной практике (скажем, discounted cash flow valuation). Также сопоставим МГИМО с иными российскими финансовыми вузами:

rus_univ_distrib Беглый взгляд на этот график позволяет сделать вывод, что студенты МГУ и ВШЭ показали в среднем более высокие результаты, чем МГИМО, тогда как Плешка заметно отстала по причине большого количества низких оценок.


Г̶а̶з̶е̶т̶а̶ ̶в̶ы̶с̶т̶у̶п̶и̶л̶а̶ ̶—̶ ̶ч̶т̶о̶ ̶с̶д̶е̶л̶а̶н̶о̶?̶

Я убежден, что профильным кафедрам следует принять к сведению результаты теста, разработанного ведущей компанией на рынке финансовой информации в сотрудничестве с крупнейшими финансовыми корпорациями. Если говорить предметнее, то необходимо:

* ввести курс «Корпоративные финансы», подобный вышкинскому (он же, в свою очередь, структурой повторяет аналогичные курсы западных университетов);

* расширить общий курс бухгалтерского учета, дополнив его бухгалтерским учетом в кредитных организациях. В настоящее время студентов знакомят лишь с особенностями учета на производственных/торговых предприятиях;

* активнее использовать в учебном процессе уже на уровне бакалавриата информационные терминалы Thomson Reuters и/или Bloomberg, возможно в форме лабораторных работ. Убежден, что выпускник бакалавриата по специальности «финансы и кредит» должен знать, где и как достать информацию по изученным финансовым инструментам;

* интегрировать языковую подготовку с дисциплинами специальности. Что происходит сегодня: на экономическом переводе студенты изучают бухгалтерский баланс по МСФО, а на бухучете — по РСБУ.

Если положить основной целью университета максимизацию зарплат выпускников ( Popov & Bernhardt, 2010), то перед профессорско-преподавательским составом МГИМО открывается отличная возможность достичь этой цели, ведь база данных результатов BAT используется работодателями для поиска самых способных кадров для финансового сектора.

Дмитрий Скугаревский, МЭО-2011

5313
 32.01