Николай Юрьевич Романов

Россия, Москва / Париж

“Европейская ПРО – или что делать Европе, когда из-за Урала полетят китайские ракеты ?” – Россия. Геополитика – 2026-2028гг. Будущее российского территориального наследия и борьба за него. Что будет со страной, которую мы еще видим сегодня на карте ?


images-с

>Ущербная геополитика времен СССР канула в лету, сейчас ей на смену приходит политика России, новая и уверенная в себе. В том числе и по отношению к Китаю. Каким бы образом ни была представлена Россия и ее население на Дальнем Востоке.

Приводя не очень уместную аналогию, - чей-то конец в геополитике всегда есть чье-то начало. Т.е. на общемировом геополитическом пространстве никогда не бывает так, - за исключением неких природных явлений, когда гибель той или иной культуры не бывает сопряжена в дальнейшем с развитием на этом месте других культур, частично наследующих культуру ушедшего народа и его традиции. Т.е. если брать некое территориальное образование с названием Россия, то оно в итоге все равно останется, но населено будет уже не этническими русскими или т.н. представителями смешанных этносов, а, например, теми же китайцами, которые, тем не менее, будут называть себя не иначе как русскими. Т.е. будет Китай, а будет Россия. Обе страны, населенные китайцами. Но в последнем случае китайцами русскими, с которыми уже собственно Поднебесной придется договариваться, как некогда договаривались с казаками и иной публикой, стоило тем одним или другим способом получить хотя бы намек на территориальную удаленность от центра. Т.е. Россия в той или иной форме останется, но она перестанет быть русской Россией.

Китай – это Китай. Россия – это Россия. Китай 100 или 1000 лет назад – это не Китай сегодняшний. Как и Россия. А мы говорим о дне сегодняшнем. Так что периоды – периодами, а ситуация для нас складывается очень скверная, какие бы элиты в каком отношении друг к другу не приходились. Не следует забывать, что 2026 – 2028 годы и события в этот период в отношении России как раз и будут связаны для Китая с кризисом остатков коммунистической идеологии в ее первоначальном виде. Выходом из которого и станет победоносное освоение Китаем северных территорий … России. Тут дело даже не в имперских амбициях, империи и не в ее особенностях, а в выходах из кризисов и способах осуществления этого.

Впрочем, для России в этом плане нет ровным счетом никаких иллюзий. Управляется и контролируется она ровно до тех пор, пока не придет время занимать упомянутые российские территории Сибири и Дальнего Востока. В частности, когда из-за назревшей совокупности проблем Китай будет вынужден попытаться освободиться от влияния США и начать проявлять самостоятельность и агрессивность во всех вопросах. Причем даже не столько сам Китай и его народонаселение, сколько политический и экономический истэблишмент этой страны, которые окажутся перед перспективой утраты власти. И вот тогда, а именно, - через 16-18 лет, - дальнейшая судьба востока России окончательно будет в руках Китая и развитых государств мира, которые будут вынуждены включиться в борьбу за "российское территориальное наследие".

Если страна не проводит самостоятельной политики, если является во всех отношениях зависимой, а ее экономика – импортозависимой, если ее руководство в реальности полностью лояльно иностранным хозяевам и ориентировано на иностранные государства как для себя лично, так и для страны в целом, то нет ровным счетом никакой необходимости в сильной армии, в каких-то самостоятельных действиях и проектах государственного, а не условно интеграционного характера, которыми сегодня изобилует уже Россия в виде различного рода совместных производств, ни вообще в чем-либо самостоятельном, что выражало бы государственную сущность отдельно взятого государства.

Главным минусом Китая на пути формирования мирового лидерства является ... его письменность и сложность китайского языка как инструмента универсального общения, который обеспечил бы говорящей на нем стране конкурентоспособность в мире наряду с другими распространенными языками и в частности, с английским языком. Т.е. язык общения готовящегося к обширной экспансии государства должен быть достаточно простым и распространенным, чтобы на нем могло изъясняться все население, входящее в сферу интересов данного образования. Английский, тем более в его т.н. "американском варианте", - это весьма простой язык. И в соревновании с китайским однозначно выигрывает. Как в устной речи, так и на письме. Поэтому с таким языком оспаривать первенство в мире просто невозможно. А использовать Китаю для этих же целей английский язык не состоятельно, т.к. "место занято", и использование данного языка лишь приведет к усилению позиций англоговорящих развитых стран мира, но не Китая. 

Поэтому единственное, что в состоянии противопоставить такому существенному минусу современный Китай, - это сугубо насильственная политика как по экономическому, так и по политическому направлениям. Включая сюда и пресловутое "демографическое оружие", обеспечивающее Китаю неограниченное распространение своих интересов и обеспечение влияния. В том числе и на другие провинции глобальной империи. Другой вопрос, что следует помнить, что в своей экономической и финансовой политике Китай не самостоятелен. Это экономический и финансовый колосс на глиняных ногах, которые представлены иностранными финансовыми активами и интересами их иностранных владельцев. Без ведома которых Китай сегодня и пальцем пошевелить не может.

Т.е. страна фигурально скована по рукам и ногам чужим экономическим потенциалом на своей территории. Т.е. эта социалистическая провинция мирового развитого капитализма весьма жестко контролируется и управляется. Но проблема в том, что современная эпоха - это уже период заката пост-неоимпериализма в том его виде, в каком он сформирован в конце ХХ века. А это значит, что состояние подобных экономических и финансовых колоссов зависит не от них самих, а от тех государств, которые их формируют и поддерживают. И любые серьезные потрясения у них, чреватые нарушением механизма подобного контроля, неизбежно приведут к разрушению подобных, кажущихся столь сверхмощными образований, каким является Китай.

>Нет, Николай Юрьевич, так произойти в Китае не может… у него же сырья нет, и чтобы тазики делать, он должен их часть продавать заграницу, чтобы сырье закупать…

Дело в том, что по совокупности тазики приносят прибыль большую, чем то сырье, из которого они изготавливаются. В противном бы случае, даже со сверхдешевой рабочей силой Китай бы не справился с созданием нынешней экономики. Зато у Поднебесной есть под боком Россия, часть территорий которой вместе с сырьем и всем прочим неумолимо раньше или позже окажется в распоряжении Китая. Как и Монголия с ее целинными степями, на которые уже давно засматриваются китайские лидеры. И проблема с ресурсами отпадет сама собой.

Китайский экономический вариант для СССР/России был неприемлем в силу отсутствия в стране гигантского многомиллионного муравейника дешевой рабочей силы. Собственно, это и было единственным подкупающим фактором в пользу развития Китая и осуществления разносторонних инвестиций в данный регион со стороны самых разных компаний. Собственно, он же им и остается и в наши дни. И он же является одним из проявлений «бомбы замедленного действия», заключающегося в противоречии между формально декларируемыми китайским руководством коммунистическими принципами и реальным достоянием и уровнем благосостояния основной массы населения, - вернее, различиями и диспропорциями в объемах этого достояния и благосостояния применительно к отдельно взятым регионам.

У России сегодня единственный способ выжить как у государства в его нынешних границах, - по крайней мере, до “мирной войны” с Китаем в 2026-2028 годах, - это восстановление централизованного репрессивного государственного контроля над всей вертикалью власти и основными денежными и сырьевыми отраслями экономики. С концентрацией непосредственно в руках государства всего, что так или иначе связано с обеспечением безопасности и жизнеспособности этого государства и его народонаселения на всей его территории. Будь то электроэнергетика, добыча, транспортировка и продажа сырья и полуфабрикатов, дорожное и железнодорожное хозяйство, системы связи, морского и речного транспорта, обороны, а также отраслей, обеспечивающих полноценное функционирование этих областей деятельности. За счет собственных, а не импортных ресурсов и материально-технического содержания. Пусть топорного, но своего до последнего винта или микросхемы. Которые уже затем и можно будет модернизировать. И на которых, как на фундаменте, и будет базироваться российский частный рынок и контролирующие его деятельность органы.

Впрочем, к 2026-2028 годам ездить из России в Китай будет уже некуда и некому. И будет уже не до переживающегося сегодня период экспансии населения Муданзяна и не до идей того, к чему следует относить Россию. Т.к. значительная часть территории Сибири и Дальнего Востока (т.е. все регионы от Урала и на восток, до побережья) будет находиться под контролем Китая и выходцами из этой страны. Остаточная, не китайская часть территории Дальнего Востока, включая Камчатку, северная часть Курил и Чукотку отойдут к США, с контактом с китайскими территориями где-то на уровне Магадана, получающего статус города-порта, находящегося под международным контролем, южная часть Курил и (возможно) Сахалин отойдут к Японии, а район Владивостока, прилегающие к нему территории и (возможно, опять-таки) Сахалин - к Северной Корее. Причем подобное территориальное деление и борьба за российское территориальное и ресурсное наследие спровоцирует прямой военный конфликт с участием двух блоков, состоящих, с одной стороны, из США, Великобритании, Южной Кореи и Японии, а с другой стороны, из Китая и Северной Кореи.

Та территория, находящаяся к западу от Урала, которая к тому времени еще будет называться Российской Федерацией, непосредственного участия в конфликте принять не сможет, равно как и не сможет претендовать на возврат своих бывших территорий по причине экономической и военной слабости, а также несостоятельности системы государственного управления и нехватки населения даже для обеспечения собственных внутренних потребностей. Не исключено, правда, что к ней отойдет часть Казахстана, - по крайней мере, точно его северная часть. Монголия будет вынуждена в той или иной форме “покориться” Китаю, не имея возможности оказывать ему сопротивление.

Т.е. по сути началось последнее десятилетие, когда Российская Федерация еще существует в том виде, в каком мы привыкли видеть ее на картах. Следующего уже не будет. Поскольку со страной в ее нынешнем регрессирующем по всем параметрам виде никто уже в самой недалекой обозримой перспективе считаться на станет. Хотя по сути не считаются уже и сейчас, - что в Европе, что в Азии. Что в Париже, что в Муданзяне, что в Вашингтоне. По одной простой причине, - в геополитике некие территории долго пустыми не остаются, - для них всегда находится хозяин или лица, претендующие на эту роль. Будь они из Европы или из Азии. По аналогии с тем, как природа не терпит пустоты. А эта пустота в геополитическом смысле как раз сейчас уже и проявляется во всей своей красе на территориях к востоку от Урала. И даже уже не вопрос о том, кто ее заполнит. Весь вопрос, - с какими последствиями это произойдет для остатков российского населения на этих территориях. Вырежут ли всех, пригласят ли к себе на службу или оставят все-таки вымирать или ассимилироваться естественным образом.

Со всем этим следует смириться уже сейчас как с фактом без пяти минут свершившимся. Несмотря на спасительные разговоры в пользу бедных о якобы смертоносном бактериологическом оружии, действующем селективно на китайцев и представителей азиатских народов. Поэтому, как будет развиваться дальше то, что останется на тот момент от Российской Федерации на Европейской части страны, какую роль и в чем эта территория будет играть, - вот это также представляет интерес уже сейчас, поскольку думать о подобных вещах следует заранее.

>Интересно, за подобные разговорчики нельзя ли статейку из УК натянуть.....Надо проконсультироваться будет у сведущих людей...

Вы знаете, я вас разочарую, - сведущие люди сами ко мне приходят, когда у них возникают вопросы по подобным темам. Поскольку люди у меня интересуются не только тем, как им организовать производство, корпоративную модель управления и правильно построить финансы предприятия. И ничего нового в том, что я написал, – нет. А вот с тем, что будет потом, - после описываемых событий, - здесь есть варианты дискуссий, но по существу уже и сейчас понятно, что будет дальше и как формироваться государственность на остатках территории страны. И заметим, - к вящей пользе страны, как полноценного государственного образования, а не как совокупности коррупционных связей.

>Я категорически против того, что с этим надо смириться. Не все так плохо у нас, как пытаются представить. И уж смиряться - это точно не то, что надо России. Еще поборемся.

Естественно поборемся. Но уже потом. Когда придёт время. Ближе к концу второй трети текущего столетия. Поскольку именно с утратой сырьевых районов Сибири и Дальнего Востока и начнется настоящая, новая история России и ее возрождение. Причина этого заключается в том, что страну в совершенно добровольном порядке покинут все те, кто на ней сегодня паразитирует, занимаясь обогащением на экспорте ее ресурсов, их перераспределении и т.д., контролируя в ней власть, настроения людей, способствуя в качестве паразитирующего элемента дальнейшем и окончательному разрушению в ней государственности, а не ее формированию.

Т.е. исчезнет вся та контролирующая власть и положение в стране публика, которую нельзя изгнать из страны сегодня никаким насильственным образом, но которая покинет ее совершенно добровольно при осознании для себя непреодолимой личной угрозы, с которой она не в состоянии справиться имеющимися у нее в распоряжении средствами. А также лица, с ней связанные административно или по принципу личной лояльности или зависимости в этом процессе.

Ведь Россия нужна этим людям только до тех пор, пока из нее можно извлекать некие прибыли любым доступным для того способом. Выводя их за рубеж, т.к. своего будущего данные люди с «этой страной» (собственно обозначение России в среде этих лиц) не связывают.. Т.е. съедут и олигархи, и коррумпированное чиновничество, и жирующие спецслужбисты, и бездельники, занимающиеся «оказанием очень важных услуг», а также все иные лица, извлекающие из своего положения в стране административную или иную непроизводственную, псевдопосредническую и паразитическую ренту.

Произойдет это потому, что заработать (сиречь, - «срубить бабок») на лишившийся сырьевой базе стране они больше не смогут, денег извлечь из нее уже будет больше нельзя, а раз так, то и делать в ней нечего, тем более, что база для безбедного пребывания за рубежом у них уже сформирована. Поскольку родина таких людей там – где их прибыль. Не говоря   уже о том, что в той стране, в положении которой окажется Россия после будущих событий, богатым и состоятельным людям, а также лицам, традиционно преследуемым и ненавидимым по национально-этническим признакам, по возможности лучше будет не оставаться перед угрозой уничтожения. Поэтому массово «съедут» все, у кого есть возможности и кому будет, за что бояться, а они у таких людей созданы без ограничения уже сегодня. Но дело даже не в этом.

По понятным причинам остатки страны после событий 2026-2028 гг. будут характеризоваться ёмким термином «разруха», подобие которой в государстве наблюдалось в годы Октябрьской Революции и по последствиям Гражданской войны. Добавим сюда голодающих беженцев из восточных регионов страны, криминализацию обстановки, отсутствие производства, сельского хозяйства, отсутствие валютных и золотых резервов, признаваемой государственной власти, распад системы образования и науки, дезориентация органов безопасности и правопорядка, небоеспособность армии, упаднические настроения, засилье церковников, сектантов и прочих мракобесов всех мастей, националистические и реваншистские проявления и т.д.

Одним словом, полный букет анархистской растительности, традиционно расцветающей в стране, испытавшей серьезное военное поражение и ситуацию внутреннего безвластия. И единственным способом выйти из такой ситуации будет установление жёсткой авторитарной (тоталитарной – до определенного периода) власти в стране. Поскольку только в этом случае можно навести в стране хоть какое-то подобие порядка.

Кто ее установит на неорганизованных остатках государства – вопрос в данной теме не обсуждается. Но следует помнить, что в России именно тоталитарная власть всегда исторически связывалась с улучшением положения в стране и формированием осмысленной структурированной и эффективной государственности, порядка и жизненной ориентации у народонаселения (хотя в разные периоды это выражалось по-разному и платить за это приходилось разную цену). Не столько потому, что это некая приписываемая уникальная особенность России, а в силу того, что именно тоталитарная форма правления исторически является созидающей и накапливающей, а те формы, что принято относить к т.н. демократическим формам правления, - потребляющими и расточающей всё то, что было создано при предшествовавшей им тоталитарной власти.

Лишённая в этот период сырьевых богатств Сибири и Дальнего Востока, «Остаточная Россия», - утратив какие-либо серьёзные геополитические возможности и вес в мире, - перестанет представлять какой-либо серьёзный интерес для развитых стран и регионов, - по крайней мере, происходящие в ней процессы не будут на тот момент никого особенно занимать, т.к. развитые государства будут заниматься совсем другими вещами.

Никто не только не будет критиковать «антидемократический» тоталитарный строй, восходящий в этот момент в стране, но даже будут оказывать ему всяческую поддержку. Парадокс, но материальная помощь будет исходить как из стран Запада, так и от Китая, поскольку интересы «Запада» и «Востока» по формированию между собой контролируемой жесткой централизованной властью территории «Остаточной России» (а не полуанархистского образования в стиле Запоржской Сечи или нынешних Палестинских территорий) будут полностью совпадать.

Т.е. дальше Урала Китай не пойдет, - ему нужны только ресурсы, вода, недра и иные ископаемые. Территория Европейской части страны и проживающее на ней народонаселение ему не нужны. С Запада произойдет обособление от России Белоруссии и Украины, поскольку Россия не сможет больше оказывать на них серьезное влияние за счет поставок и экспортного транзита энергоресурсов, месторождения которых она утратит. Т.е. нынешняя балансирующая в геополитическом смысле ситуация с этими странами определится сама собой, а их руководство отвернётся от ослабевшей России окончательно в поисках новых покровителей с Запада перед лицом явной «угрозы Китая». Как и их народонаселение весьма активно согласится с такой политикой, - уговаривать никого не придётся, - ни русскоязычных, ни не русскоязычных.

Страна, вернее, ее остатки, окажутся фактически предоставленными сами себе. Плюс – лишится возможности жить за счет массового экспорта сырья. И вот когда выяснится, что без труда куска хлеба в таком поверженном государстве не добыть, народонаселение вновь возьмётся за труд. Совершенно добровольно заметим, - никого насильно заставлять переучиваться на рабочие си сельскохозяйственные специальности из менеджеров не придется. Тем более, что это будет только поддерживаться предельно упрощенной тоталитарной государственной системой. В том числе и с применением элементов репрессивной системы. Поскольку нужно будет не просто восстанавливать народное хозяйство, а фактически строить его заново, с нуля. Поскольку как такового его в целом виде нет уже давно, - с исчезновением связанных между собой производственных единиц, обеспечивающих полный цикл создания и утилизации использованного продукта. А на «отвёрточных» заводах много полезного не создашь.

Т.е. послевоенная ситуация во многом повторит голодные 20-е годы, поскольку необходимое оборудование на Западе втридорога придётся закупать за то немногое, что в стране еще к тому времени будет производиться и наличествовать. Плюс, - «под нож» пойдут оставшиеся в стране коллекции антиквариата.

Собственно, для того, чтобы понять, что произойдет в это время, достаточно поднять литературу, в которой описаны действия Советской власти в начале ХХ века. С той лишь разницей, что действия тоталитарной власти в России будут осуществляться с полного покровительства и даже при помощи сильных держав мира и государств-соседей (а не при их сопротивлении, как было в годы Советской власти), с которыми у страны будут границы. Поскольку полностью завоёвывать или контролировать территорию страны с ее народонаселением никому из них экономически будет не нужно, а вот поддерживать на этих территориях порядок, - как марионеточным авторитарным правительством (в том числе, аз счет внешних подачек), так и самостоятельным, не контролируемым ими напрямую, - они вполне будут заинтересованы.

Собственно даже и о завоевании России речь не идет. Китайцы совершенно мирным образом в количестве нескольких десятков миллионов просто займут освободившиеся вымершие территории и воспрепятствовать этому процессу российская сторона никак не сможет. Просто некем и нечем будет. Вероятно, это будет первая в истории человечества война, которая будет выиграна солдатами с лопатами, строительной техникой и т.д., а не с винтовками, копьями и т.д. А вот дальше, когда к дележу территории Сибири и Дальнего Востока (сиречь, - «российского территориального наследия») подключатся другие страны, оспаривающих право их владения у Китая, вот тогда уже действительно будет иметь место война. Но уже без участия российской стороны – между ними. Вернее, их блоками. Но на бывшей российской территории. Собственно, идеи и планы чего уже проскальзывали несколько лет назад в докладах ряда оборонных ведомств США.

Т.е. от России останется фактически «европейский пятачок». Поскольку весьма высока вероятность того, что и регион Северного Кавказа страна также утратит. Вот эти остаточные территории и будут основой «России будущего», как нового полноценного государства, имеющего собственную государственническую политику, идеологию, сплоченный состав народонаселения вне зависимости от этнического признака и чёткие ориентиры в мире на тему того, «что есть хорошо и что есть плохо» применительно к «Новому Российскому Государству», представляющего интересы всей объединённой совокупности проживающих в нем людей, а не отдельных лиц, которым по каким-то причинам природой и соплеменниками дано право громче всех кричать.

Плюс, скорее всего, это будет рождением «Нового Российского Государства» в роли государства, по аналогии с советским периодом, использующего совершенно новую, броскую и «заразительную» социальную идеологию, способную объединить людей из разобщённой толпы на созидательный труд и развитие, основные контуры которой впрочем можно уловить уже сегодня.

Как дальше, уже после утверждения этой новой государственности на остатках старой страны, будут развиваться события, - это вопрос отдельный и по-своему интересный, но в общем и целом не выходящий за пределы исторического развития разных народов и государственных образований. А ближайшая перспектива страну ждет именно такая. Что привлекай меня за это к ответственности, что не привлекай. Поскольку за действие законов общественного развития, геополитики и эволюцию государственной системы кого-то можно привлечь с тем же успехом, как и за Закон всемирного тяготения. Т.е. привлечь можно, но отменить их действие нельзя.

>В целом Ваша позиция ясна. Интересно, на чём основывается указанный Вами период времени 2026-2028 гг. ?

Я постараюсь ответить на ваш вопрос ниже, отвечая другому респонденту. Общий тезис заключается в том, что именно в этот период Китай в наибольшей степени не только “будет мочь”, но и “будет вынужден мочь”. По самым разным причинам. А остальной мир и наиболее существенные игроки на его внешнеполитической, экономической и финансовой карте как раз “мочь” не будут, в результате чего окончательно нарушится баланс сил и поддерживаемый до этого времени мирохозяйственный порядок и государственно-территориальное устройство ряда стран региона. В частности, России, которая к этому времени ослабнет по всем показателям настолько, что оккупация, аннексия или введение управления со стороны отдельных представителей мирового сообщества над значительной частью ее территорий будет единственной возможной мерой. Даже не вынужденной, а вполне обоснованной, поскольку центральная администрация просто физически утратит контроль над этими территориями как по причине отсутствия или в лучшем случае малочисленности остающегося там населения, так и по причине неспособности обеспечить нормальное существование этих регионов и власти над ними за счет своих ресурсов.

>Это некорректная экстраполяция китайского развития конца 20-го века. Политика "одна семья-один ребенок" не может не сказаться на демографии. К 20-м годам пенсионеров(условно, пенсии в Китае получает меньшинство стариков) в Китае будет больше, чем работающих.

Вопрос в том, что данная политика уже в прошлом. Насколько мне известно, в Китае сейчас действует политика двух детей на семью, а при наличии третьего его уже не «репрессируют» так строго, как было раньше. Тем более, в сельской местности, где нужны трудовые руки. А вот с четвёртым ребенком действительно начинаются привычные проблемы и государственно-административный прессинг. Естественно, у малых народов и меньшинств, населяющих Китай, применяется прежний принцип «+1 ребенок в семье», т.е. на одного нацменского ребенка выше, чем в семьях обычных китайцев. Но страна сейчас проводит политику поддержания народонаселения на уровне примерно 1 млрд. 250 млн. чел., с полным сохранением устойчивой, а не деформированной возрастной пирамиды.

Т.е. стариков в Китае действительно будет со временем много, однако восполнение молодежи позволит стране оставаться вполне работоспособным государством, которому нужно не только развиваться, но и кормить своё население, а также обеспечивать его, растущую промышленность и сельское хозяйство водой и ресурсами.

Так что демографическая роль в данном вопросе серьёзного фактора не играет. Тем более, что те китайцы, что сейчас в той или иной форме переселяются в Россию, полностью лишены всяких ограничений как по числу деторождений, так и получению ими гражданства, с сохранением собственной культуры, ментальности, языка, традиций и зачастую проводя агрессивную политику в отношении местного населения для защиты собственных интересов, - как самостоятельно, так и с разносторонней поддержкой из Большого Китая. Т.е. остаются китайцами на чужой территории со всеми своими правами, фактически заселяя ее без единого выстрела, о чем писалось, пишется и будет писаться, несмотря на своеобразную информационную блокаду данной темы в СМИ.

>У Китая к этому времени ожидаются очень серьезные проблемы на юге, прежде всего с Индией и Вьетнамом, так что ему будет не до севера.

Конфликты Китая с Вьетнамом, - вернее, их история, - носит сама по себе очень интересную … историю. Т.е. Китай вторгается на несколько километров на территорию Вьетнама, некоторое время войска остаются там, а затем выводятся обратно. С минимальными потерями с обеих сторон. Как правило, такие события совпадают с периодами внутренних проблем как в Китае, так и во Вьетнаме, - по крайней мере, так бывало в прошлом постоянно, - а по результатам всех мероприятий страны не имеют никаких претензий друг к другу. Т.е. это своеобразный «карманный враг», на севере территории которого время от времени китайцы формально проводят антикриминальные операции, в основном, когда местные контрабандисты и наркоторговцы слишком уж сильно расшаливаются. Но в последнее время активность вьетнамского населения на этом участке просто сошла на нет, т.к. народное благосостояние в обеих странах примерно сравнялось, а транзит наркотических веществ и всевозможных запретных вещей через территорию Вьетнама в Китай практически утратил своё прежнее значение. Т.е. им воевать уже не за что, - даже оправдать как-то чем-то подобные операции обе стороны не смогут, как то было раньше.

Что до Индии, то здесь ситуация не столько аморфно неопределённая, сколько определённая в части отсутствия перспектив военного конфликта. Страны могут пикироваться сколько угодно долго по всем вопросам, но до военного конфликта отношения между ними никогда не дойдут. Поскольку воевать им не за что, - нет экономических интересов, спорных ценных ресурсов минерального сырья и т.д. А без этого заниматься взаимным истреблением сегодня никто не станет. Тем более, ввиду совершенно незаселенных уже сейчас территорий к северу от Китая в России, не говоря уже о монгольских просторах. Где и ресурсы искомые есть, и защищать их некому.

Другое дело, что процветать там особенно не получится, - не исключаю, что даже китайского упорства не хватит, чтобы как-то укорениться и продвинуться глубоко на сибирские просторы. Но это им и не нужно, когда для контроля над этими областями и всем регионом достаточно продвинуться на несколько сотен километров вглубь территории вдоль всей нынешней обжитой еще при СССР российско-китайской границы, а на разработку полезных ископаемых вглубь региона посылать заключенных из Поднебесной, для которых климат, тайга и сибирские болота будут лучшими конвоирами и охранниками.

>Не очень понятно, что будет с Россией после того, как лопнет пузырь "китайского роста".

Здесь мы подходим к главному, о чем сегодня не принято упоминать. А именно к тому, что это не просто «лопнет пузырь роста», а произойдет кризис всей существующей на настоящей момент коммунистической идеологии страны, провозглашающий определенные принципы этого самого роста. Т.е. возникнет оправданный и подкрепленный кризис доверия к партии и ее идеям. Даже с поправкой на сверхдисциплинированность, сверхтрудолюбие, сверхконсервативность, послушность и приверженность традициям китайского общества.

Вот это самое главное, что носит сегодня угрожающий характер, а не то, что Китай каким-то образом снизит выработку или потребление чего-либо. И именно этого китайское руководство всеми силами постарается не допустить. В частности, в перспективе найдя выход из ситуации именно за счет северных территорий России. На достижение этих целей по сохранению политической системы страны, ее идеологической целостности и стабильности и направлены действия китайской стороны сегодня. Поскольку страна и ее политическое руководство и без того сегодня разделены по экономическому принципу, - стареющие идеологии старой формации всё более по возрасту уступают место новым партийным хозяйственным лидерам, которые далеко не всегда придерживаются тех же пуританских или хотя бы ограниченных в потребностях правил поведения старой партийной элиты Китая.

Не говоря уже о том, что новое поколение партийной элиты поддерживается богатым и активно трудозанятым населением экономически развитых прибрежных районов страны, в то время как опора старой элиты в основном находится в сельскохозяйственных регионах страны, сохраняющих свою отсталость и верность принципам Мао, со всё более растущим давление на партийное руководство страны с требованием всё «честно поделить» между населением страны. Поскольку люди прекрасно видят, насколько богато в сравнении с основной массой сельского населения живет население СЭЗ и НИР. И это при том, что сельское население отнюдь не бездельничает, а выжимает всё возможное из сельских ресурсов и своего труда.

Люди всё более подспудно недовольны. Налицо расслоение. Налицо избирательность. Налицо растущее число коррупционных скандалов. Налицо пока еще не сильно, но проявляющееся недовольство экономической политикой партии и правительства, явно вступающее в противоречие с идеологией. И это необходимо каким-то образом гасить.

Указанный выше период, - 2026-2028 годы, - на сегодняшний момент являются расчётным периодом, когда влияние старой партийной элиты на экономическую, финансовую и политическую жизнь Китая будет полностью и бесповоротно утрачено. И более того, - что самое главное, - на смену новой партийной элите (которая сейчас сменяет старых партийцев) к этому времени придёт уже третье пореформенное поколение партийных функционеров, для которых следование замшелым доктринам – это не более чем пустая формальность. Собственно уже и сейчас это третье поколение всё более активно проявляет себя, не говоря уже о том, что и их предшественники неплохо срастаются с экономическим и финансовым блоками и проводят отнюдь не партийную линию.

Т.е. система саморазрушается под воздействием экономических факторов, разрушающих идеологическую составляющую и всё более заменяющие ее собой в общественном сознании. Откуда проистекает рациональное требование «всё поделить по-честному, по-социалистически». А выход из этого – гражданская война. Недопущением которой является экспансия вовне или война с внешним врагом. А здесь, в обозначенный период, все предпосылки будут к тому, чтобы двинуться на новые северные бесхозно-пустующие земли России и Монголии, обещая недовольной части населения рай и процветание на новых землях. Плюс, - лозунги возвращения «исконно китайских» территорий.

Добавим также сюда, что возможности и покупательная способность основной части населения Китая крайне ограничены. Люди бедны. Что и формирует растущее противоречие уже внутри самого Китая, его партийной и экономической системы. Т.е. рынок, несмотря на свою кажущуюся емкость и безграничность, в действительности очень ограничен именно отсутствием у населения возможности к приобретению всего того, что в состоянии сегодня производить китайская экономика. И вот это является причиной массового недовольства в провинции.

>Еще кризис не кончился, чтобы говорить, что будет с США.

Безусловно. Но именно ослабление США называется в качестве основной причины, развязывающей китайцам руки в отношении северных территорий. То, что экономика страны будет ослаблена, - безусловно. То, что страна не выйдет из кризиса победительницей, - также очевидно, если вообще выйдет хотя бы с минимальным уровнем потерь. То, что США испытывают трудности в ведении двух войн в настоящее время, - также ни у кого не вызывает сомнений. То, что новый военный конфликт ближе к концу первой четверти XXI века не будет поддержан американской общественностью, - после Ирака и Афганистана (а потенциально не исключен все-таки и иранский конфликт), - это также очевидно. А им, тем более, придётся заниматься удержанием от китайских поползновений бывших российских территорий Чукотки, Камчатки, Курил и части Приморья, которые отнюдь по своим климатическим и прочим сопутствующим условиям не соответствуют привычным условиям нахождения американских войск.

Одновременно с этим, к обозначенному периоду сходится обострение внутренних проблем внутри уже самого Китая, - как экономических, так и внутриполитических, а главное, - идеологических, связанных со сменой поколений в партийно-бюрократической номенклатуре страны и приверженности представителей новых поколений традиционным коммунистическим идеям. Что вызовет внутренне напряжение, которое может быть разрешено лишь силовыми методами или отвлечение общества на некую третью глобальную идею.

И это в дополнение к практически полной утрате контроля над своими приграничными территориями со стороны России и их всё более активным заселением выходцами из Китая, что можно будет в дальнейшем с успехом использовать Китаем в собственных интересах. В подобной ситуации, когда возможные противники максимально ослаблены, свой потенциал еще находится в достаточном состоянии, а внутренние противоречия подбивают к решительным действиям, не остаётся ничего другого как действовать. А в такой ситуации небольшая война или мирный массовый экспансионистский захват «малой кровью» даже не вероятен, а является самым очевидным из всех сценариев.

>Насчет военной слабости. Для сдерживания Китая и Европы у нас более 3 тыс. боеголовок, которые не входят в новое СНВ, те, которые входят в договор, предназначены для сдерживания США. И до середины века они никуда не денутся.

По своей территории стрелять ? Можно. А можно и просто на них сесть и подорваться. Тот же эффект будет. Представьте ситуацию, что даже с учетом того, что несколько месяцев на границей с Россией будет во множестве концентрироваться китайское население, всем своим видом сигнализирующее о стремлении перейти границу, а все СМИ Китая будут кричать о землях «по ту сторону границы», - так вот, даже с учетом всего этого, имеющиеся сегодня у страны военно-людские ресурсы не в состоянии предотвратить даже самое обычное мирное шествие нескольких десятков миллионов китайцев с лопатами и пожитками на российские территории. Они просто массово пересекут границу и обоснуются на сибирских и дальневосточных землях. Вернее, начнут обосновываться. И сделать с ними нельзя будет ровным счетом ничего. Плюс, - при поддержке хорошо оснащенной и дисциплинированной китайской армии. Не баллистическими же ракетами по ним стрелять ?

А сухопутных войск у нынешней России по имеющимся в Европе сегодня оценкам хватит на полноценную оборону в случае военного конфликта лишь небольшого региона с центром в городе Москве и точкой радиуса чуть дальше Калуги. Вот такой «кружок», - да и то, если наскрести абсолютно со всей страны всё, что еще стреляет, летает, ездит и взрывается. А в случае массового продвижения китайцев на территорию России в будущем, их хорошо, если встретит «пара Барышниковых с Калашниковыми».

Местному остаточному российскому населению будет предложено либо бескровно уйти, либо остаться, но без сохранения для них каких-либо прав и защиты. А руководство России будет махать руками и делать возмущенные глаза. Поскольку большего ничего сделать у них не получится. И всё. А дальше разбираться уже будут между собой совсем другие люди и страны, без участия (даже формального) России.

>Насчет несостоятельности гос. управления можно поспорить, пока правильность трендов в обороне и внешней политике у меня сомнений не вызывает.

Денег действительно стали больше выделять. А вот количество по-прежнему смущает. И качество. Там, где должно производиться 2,8 танка, производится 1. Та же ситуация с авиационным парком и стрелковым оружием. Более того, производимая техника настолько дорога, что ее боятся эксплуатировать, чтобы случайно что-то не сломать, а потом не расплачиваться до конца жизни всей воинской частью. Нигде в мире военную технику не производят с соблюдением рыночных условий ценообразования. Кроме нынешней России, где заказы на военную технику размещаются не на казенных или оборонных производствах (или на частных предприятиях на жестко диктуемых условиях) с контролируемой государством системой ценообразования, производства комплектующих и поступления сырья и ресурсов.

Военная техника, вне зависимости от сложности, должна быть дешевой, чтобы в учении и бою ее не страшно было потерять и эксплуатировать ввиду легкой оперативной замены и массовости производства. А условия ее массового производства организованы таким образом, чтобы подобные производства не зависели от каких-либо сторонних предприятий и организаций, не входящих в цикл производства единицы вооружения (например, - танка) от добычи руды - до выхода с завода готового изделия. Со своим внутренним удешевленным ценообразованием и организацией производства. Четко следуя словам Н.С.Хрущева, что «Ракеты нужно лепить как сосиски».

А у нас с новых машин пыль в боксах в результате сдувают, а не используют. Потому что они – очень дорогие, - как из золота сделаны. Сломать в них что-то - всей частью потом не расплатиться. Сам бывал в войсках, - видел. Ездят и учатся на латанном-перелатанном старье советского периода. Да и события в Южной Осетии показали то же самое. Воюют преимущественно на всём старом. Опять-таки, латанном-перелатанном. Даже еще заставшим Афганистан уже в преклонные годы своего существования. С наличием заваренных пробоин.

А что денег стали на оборону тратить больше, так это ситуацию не улучшило. В количественном отношении объем поступающего в воска снаряжения и техники количественно не сильно возрос. А вот объемы разворовываемых на коммерческих «рыночных» условиях производства денег, в пересчёте на единицу поступающей техники за счет «рыночного» ценообразования, возросли несметно.

>А насчет демографии, опять некорректная экстраполяция ситуации 90-х... В действительности, демографическая ситуация меняется к лучшему, рожать стали гораздо больше...

Из пяти рождающихся сегодня в России детей, у четверых к трем годам проявляются признаки физических и умственных отклонений. Это европейская статистика. Т.е. рожают неполноценных детей, которых сегодня стало модно называть «детьми индиго», - якобы объясняя это наличием у них каких-то паранормальных способностей. К вящей радости родителей-алкоголиков и бездельников, подвизающихся на паранормалистике и работе с психически нездоровой публикой. Толку от такого «приплода», согласитесь, нет никакого. А вред – огромен. Не случайно поэтому всё чаще поднимается вопрос об умерщвлении таких детей еще во младенчестве. Поскольку для общества они только обуза, - они не производители и не созидатели, а только бесполезные потребители. Не химическое же оружие и новые лекарства на них испытывать и не на донорские же органы их пускать ?

>Но есть и другие факторы... реинтеграция зоны СНГ, уже создано ЕТП...

Пустая формальность. Это всё равно что пускать мыльные пузыри навстречу летящей пуле с надеждой, что они затормозят ее движение.

>К тому же, в Европе ситуация меняется не в лучшую сторону, что тоже может повлиять на демографическую ситуацию в России, пусть не столько в количественном, сколько в качественном смысле.

С Европой тоже ситуация весьма скверная, но меня все-таки больше интересует в этой связи родное отечество и сохранение хотя бы части того, что собиралось и скапливалось предками, - когда от этого отечества останутся «рожки да ножки», и на его месте начнётся появление нового государственного образования с идеологией и исторической составляющей, перед которой меркнут даже наиболее одиозные современные украинские учебники и научные труды. А европейцы сами со своими проблемами пусть разбираются.

Что до Европы, то следует помнить, что там очень активно и серьезно уже сейчас готовятся к грядущим событиям на территории России с участием Китая. Поскольку там, в отличие от России, всё делают добротно и заранее, будь то подготовка к войне или выбор корма для собаки. Пример тому, - неоднократно истерично критикуемая российским руководством, СМИ и военными кругами программа развёртывания в Восточной систем ПРО и т.д. А ведь вся штука как раз и заключается в том, что они развёртываются не против России, а против китайских ракет, поскольку дойдя до Урала, Китай в случае необходимости сможет бить по Европе практически прямой наводкой, и системы раннего обнаружения и ПРО будут на этом направлении очень кстати. Тем более, если ракеты пойдут из-за Уральского хребта, где до поры до времени в момент совершения пуска и предпусковой подготовки стартовые площадки будут находиться вне зоны видимости европейских радаров. Плюс, переориентация структуры войск и размещения сил НАТО как раз с целью отражения возможного военного нападения и ракетного удара со стороны захваченных Китаем российских территорий. О чем мы говорили выше. Собственно, для этих целей и готовят системы ПРО и всё остальное, а вовсе не для обеспечения отражения потенциальной угрозы со стороны России или нанесения ущерба ее оборонным интересам, о чем настырно ведут разговор публичные российские политики и истерично выступают СМИ.

Цель совсем другая. Ведь слова «китайцы дойдут до Урала» носят в известном смысле условный характер, поскольку Китаю нужно минеральное сырье, а Уральские горы традиционно являются сокровищницей всех видов такого сырья, и нет никакой гарантии, что китайцы остановятся на Урале в качестве водораздела своего влияния, а не включат его полностью в область своих экономических интересов и территориальных приобретений, попутно добавив к ним газоносные районы европейского севера России. А из-за Урала, согласитесь, стрелять по Европе можно прямой наводкой, будучи скрытым от любых средств наземного оповещения системы ПРО, да и скорость подлета таких ракет будет несоизмеримо выше, что снижает время для принятия решения о контрмерах. И это не может не беспокоить участников общеевропейского военного блока и заставляет искать любые, даже самые эфемерные предлоги в виде Ирана, Северной Кореи или любых иных государств, чтобы оправдать создание такой системы у своих границ.

Подчеркну еще раз, - ввиду того, что я уже писал ранее, Россию на данном направлении, в свете будущих событий, уже списали со счетов полностью. Как государство, что-то значащее и способное принимать адекватные значимые и влияющие на ход событий решения. Это всего лишь территория, которая существует в нынешнем виде лишь потому, что кандидаты на ее присвоение прекрасно понимают, что никаким образом она никуда не денется и никак помешать им в ее разделе не сможет, а сами они заняты лишь тем, что готовятся к совершению подобных «разделочных действий» в нужный момент, когда он настанет. По аналогии с тем, как вокруг умирающего животного собираются шакалы и прочие падальщики, которые терпеливо ждут, пока оно либо умрет, либо ослабеет настолько, что не сможет оказывать им сопротивления, в результате чего на него набросятся еще живым. Если интеллектуальный, научный, культурный, стратегический сырьевой и прочий потенциал России/СССР был расхищен в 90-е, то сейчас, за отсутствием иного, очередь дошла уже до ее территории, последнего, что от страны еще осталось.

Так что сейчас в мире идет подготовка к тому, что будет осуществляться фактически без участия России. К тому противостоянию, которое будет иметь место тогда, когда ее территория будет занята другими странами, - в данном случае, далеко не дружественно настроенными к Европе, - а остаточные европейские территории России, равно как и Белоруссия и Украины, оставленные свободными, будут использованы ими в качестве возможного плацдарма или театра военных действий в случае открытого вооруженного противостояния и военного конфликта, с обеспечением до этого момента на них режима поддержания государственной стабильности. Т.е. они будут нужны лишь для того, чтобы воевать не на своей территории, а иметь хотя бы небольшой территориальный буфер между собой и потенциальным противником, обеспечивающий возможность для маневра и развёртывания армий, а также место для удалённого падения   сбиваемых ракет и иного падающего опасного военного мусора. По аналогии с «Кондуитом и Швамбранией» Л.Кассиля, где на карте известного архипелага Большого Зуба отводилось специальное нейтральное место для ведения войны между противоборствующими государствами и области содержания пленных военнослужащих.

Вот такой территорией и станут остатки России на «европейском пятачке». Сами можете посудить, что за идеология и отношение к окружающему миру сформируется в результате у находящегося на них остаточного населения, испытывающего то же, что испытывало население страны после поражения в русско-японской войне и даже более того, - с поправкой на утрату трех четвертей территорий страны. А также у тоталитарного руководства страны, которое раньше или позже придёт на эти территориях к власти. Учителя, идейные наставники, вдохновители и идеологи Гитлера по обществу Туле, немецкие философы Эскардт и Хаусхофер при всей их тенденциозности и мрачности построений просто ангелами голубоглазыми покажутся …

Добавим сюда также всё более активно возрождаемые и муссируемые в последние годы идеи Великой Турции в исполнении Мустафы Кемаля (Ататюрка), которые не замедлят воплотиться в жизни с исчезновением с политической сцены России, когда Турция вполне может включить в себя полностью всё Закавказье (включая Грузию, Армению и Азербайджан), взять под протекторат и оказывать влияние на все регионы Северного Кавказа, а подспудно еще и включить в свои владения Туркмению, не говоря уже о российском и украинском побережье Черного моря. В результате чего, поднимавшийся автором статьи вопрос о месте Турции в Европе и ее пятидесятилетнем ожидании просто потеряет актуальность, поскольку сама идея этого окажется более Турции ненужной. Вот такая славная перспектива ближайших десятилетий.

>Пик децентрализации в России уже пройдет. Уже запущен, и успешно развивается обратный процесс.

В случае предполагаемого продвижения на север Китая и утратой Россией Западной и Восточной Сибири и регионов Дальнего Востока в пользу Китая, США, Японии и Северной Кореи, остатки страны начнут рассыпаться на глазах, утратив единый скреплявший их экономически и политически центр, тяготея к усиливающимся в тот период новым центрам влияния. Способствовать этому будет опять-таки национальная местная бюрократия, разыгрывающая различные силы, способствующие ей в установлении контроля над регионами и его населением. Вот, чего следует ожидать в будущем. А не того, что отдельные регионы сами по себе начнут отделяться от страны, перспектива чего существовала в 90-е. И для этого будет достаточно мощного китайского толчка, который буквально опрокинет страну и развалит ее на куски, хотя при том какого-либо серьезного военного кровопролития не будет. Хотя того же нельзя сказать в отношение местного населения российских регионов, которые отойдут к новым владельцам из соседнего государства.

>Николай Юрьевич, с таким Вашим утверждением я в корне не согласен. В свое время Вы опирались на китайский сценарий, который, ИМХО, маловероятен.

Совершенно верно. Именно китайский. Но это лишь следствие общих процессов, происходящих внутри страны. Как природа не терпит пустоты, так и в геополитике также пустота является исключительно теоретическим понятием. Как Китай с избыточным народонаселением не потерпит пустоты в соседней России, от которой его отделяет лишь полоска плохо охраняемой границы, которая уже давно не на замке. Стоит одному государству утратить контроль над некоторой территорией, - в том числе, и входящей в его состав, - как на его место там незамедлительно будут претендовать другие агенты мирового или регионального влияния. А если ситуация усугубляется еще и крайне низкой численностью населения, то утраты этой территории не миновать. Тем более, что против доминирующего в численном отношении противника или соседа такое государство будет объективно не в состоянии сопротивляться длительное время. В результате чего переход контроля над территориями фактически пройдет без серьезного военного конфликта, иначе как до того района, где спешно собранными силами удастся сформировать мало-мальски устойчивое удержание превосходящего противника. Но для этого даже серьезно стрелять не придётся. Противник вежливо дойдет до данной границы и остановится. Одновременно с этим укрепляясь на отторгнутой территории и заводя на нее своё население, ресурсы и занимаясь развитием обеспечительной инфраструктуры. А большего и не требуется. Также будет в перспективе и с Китаем.

Тезис-то очень простой. Чтобы удержать страну, необходимо население. Чтобы полноценно удерживать такую страну, как Россия, ее народонаселение должно составлять не менее 500.мл.чел. Причем, не уродов и вырожденцев, которые появляются на свет сегодня, а полноценных здоровых людей. К тому же, воспитанных и подкованных идеологически и формирующих гражданский корпус населения. С соблюдением правильных пропорций возрастной пирамиды, - например, как в Индии. А для этого нужна вменяемая государственная политика и время. Времени у страны нет. Вменяемой государственной политики тоже в данном направлении нет. Тем более, что за ближайшие 15-20 лет ситуацию в этом направлении уже не выправить, иначе как позаимствовать технологии в западных фильмах о массовом клонировании. А раз не выправить, то вот вам и китайский сценарий.

>Пока у нас 3 тыс. т.н. тактических зарядов, а в Китае около 100, мы вполне защищены. К тому же, зачем им территории, которые заражены и усыпаны трупами их солдат? Так что, лет 30 проблем не будет, а там посмотрим...

В том-то и дело, что нет. Ядерное оружие в подобном конфликте применяться не будет. И китайцы это прекрасно понимают. Как и наши. Здесь все дело будет решать традиционное количественное превосходство численного состава войск при наличии хорошей воинской подготовки (а китайцы готовятся до сих пор старым советским методикам с поправкой на китайскую ментальность, - и там в армии с дисциплиной, выучкой и т.д. всё в порядке), простого в эксплуатации вооружения и его опять-таки избыточного количественного превосходства. Всё это у Китая есть в наличии уже сейчас. И тем более будет через 15 лет в еще лучшем количестве и качестве. Ядерные заряды хороши при глобальном конфликте, а здесь он будет носить сугубо локальный характер, пусть и с глобальными для России последствиями.

Тем более, что задействован в этом «дележе пирога» будет не только Китай. Желающих найдется, как и уже имеется, немало. Тем более, что зараженность территорий в условиях современных ядерных зарядов – это вещь весьма условная. Старые ядерные заряды действительно представляли собой «вечное загрязнение». А современные весьма чисты, поскольку конструкторы и авторы военных доктрин весьма серьезно подошли к решению вопроса о бесполезности земель в результате нанесения по ним ядерных ударов. Меньше чем через месяц на пораженных территориях можно будет спокойно передвигаться даже без респираторов, а через полгода спокойно жечь костры.

>В Китае не все устойчиво. В том числе, с демографией. Там растет доля стариков, хуже, пожалуй, только в Японии... А с учетом еще их пенсионной системы это огромные проблемы...

На самом деле, у них проблемы стариков носят более существенный характер и связаны с кризисом политической элиты, - с тем, что происходило в СССР в результате кризиса массовой идеологии в слоях высшей номенклатурной элиты, распространившейся затем на всё общество в целом. И свой выход этот кризис как раз и найдет примерно через 15-18 лет и выразится именно в «походе на север».

Также следует помнить, что во вновь присоединенных к Китаю северных территориях и во всех регионах, прилегающих к российско-китайской границе, с прошлого года сняты все ограничения по численности деторождений. Что явилось вполне закономерным и ожидаемым шагом, который ничего хорошего нам не предвещает.

Что же до возрастания общей доли стариков, то выше некоего предела в размере запланированных примерно 1 млрд. 100 млн.чел. население страны все равно не опустится. Коль скоро это постановило руководство страны, которые с этим вопросом справляется прекрасно. Речь фактически идет о сокращении потенциала роста численности населения для будущих поколений за счет его ограничения. Что до избыточных стариков, то они благополучно покинут этот мир, а Китай останется на новом поддерживаемом демографическом уровне, обеспечивающем устойчивое воспроизводство населения и сохранение пропорциональной возрастной пирамиды.

Николай Ю.Романов

(Из сетевых публикаций, материалов Круглого стола и ответов Н.Ю.Романова на вопросы конференции по теме перспектив развертывания Европейской противоракетной системы, геополитического и территориального будущего России. Брюссель. 2011г.)