Николай Юрьевич Романов

Россия, Москва / Париж

«Фрачники» как воплощеная иллюзия национальной несостоятельности

imagesCAWDFGPS

Как возникла идея этой статьи и откуда появился сам ее сюжет, ставший впоследствии темой для отдельного изучения ? Дело в том, что как и у подавляющего большинства регулярно выезжающих за рубеж и работающих в разных странах мира специалистов (как по линии Министерства иностранных дел, так и иных загранучреждений и организаций), еще с советских времен у меня развилась непреодолимая тяга к коллекционированию. Уверен, что из представителей старшего поколения загранспециалистов эта тема знакома многим. Кто-то коллекционировал марки стран пребывания, кто-то старинные монеты, кто-то – открытки, кто-то реликвии и эффектные антикварные безделушки, - да мало ли что еще. В советские годы некоторые из этих людей даже специально выстраивали на этом увлечении подобие спекулятивного бизнеса, скупая за границей объекты узкого коллекционного спроса на территории СССР и ввозя затем их в страну за “железный занавес” и перепродавая за большие деньги, пользуясь служебными паспортами и своими возможностями.
 
У меня предметом такого коллекционирования традиционно были фрачные значки. Стоили они недорого, были сравнительно распространены, да и возможность внеценового обмена ими всегда была широко доступна. Однако постепенно пополняя коллекцию, я заинтересовался и вопросом той роли, какую эти носимые на лацканах пиджаков знаки традиционно играют, играли или продолжают играть в местном обществе. А в дальнейшем, уже серьезно занимаясь наукой, я с интересом обнаружил, что данная тема является одним из существенных элементов современной административистики, социологии и прочих наук об обществе.
 
В любом случае, ни для кого сегодня уже не секрет, что изучение так называемых фрачных знаков или иначе “фрачников”, закрепляющихся обычно на лацканах пиджаков или воротниках френчей и курток, само по себе является отдельным элементом в изучении любого общества, а также определения степени здоровья сформированного на его основе государственно-административной системы власти и ее различных институтов. Не говоря уже о различных общественных организациях, политических партиях, крупных корпорациях и институтциях, а также всякого рода формальных и неформальных объединениях, социальных группах и сферах социального влияния.
 
И именно поэтому, в зависимости от того, в какой степени ношение подобных фрачных знаков распространено в обществе, можно судить о его здоровье и состоятельности как на данный момент, так и на перспективу. Поскольку нет более точного признака в прикладной административистике, чем внутреннее разделение или, наоборот, единение или даже унификация общества, проявленные в ношении данных символических атрибутов его членами. Его содержание весьма простое. Чем большее число людей без принуждения носит фрачные значки с государственной символикой, а также с символикой различных государственных организаций, тем общество носит более консолидированный вокруг государства характер и тем больше его граждане являются лояльными как своей стране, так и государственной системе власти. И наоборот. Великое разнообразие самых разнообразных по форме и качеству исполнения фрачных значков, пестрящих различными цветами, фактурами выделки и прочими часто весьма несуразными атрибутами, которые считает своим долго ввести для своих членов или сотрудников любая организация, свидетельствуют о прогрессирующем дроблении общества и все большем возрастании его доверия к центральной власти, к государству, к его символике и т.д. Тем более, в тех случаях, когда подобные фрачные значки и вовсе исчезают с лацканов пиджаков, а их ношение носит обязательно-принудительных характер лишь на официальных мероприятиях.
 
Касается это не только государственных чиновников, а вообще всех граждан, проживающих на территории своей страны и за рубежом. Поскольку в итоге над государственной символикой начинают превалировать более узкие, частные, партийные, мелко- и крупнокорпоративные, формально-общественные и прочие групповые интересы, формирующие у граждан иллюзию большей защищенности в составе таких групп и сопричастности к их деятельности, чем тот ее уровень, на который они рассчитывают от государства, в котором живут. 
 
Характерным примером воплощения данного принципа можно представить граждан развитых стран мира, где ношение значков с государственной символикой, и уж тем более в случае выезда за рубеж, является широко распространенным делом. Не говоря уже о значках с партийной символикой или иных атрибутах наглядной значковой пропаганды, воспитания патриотизма и самоидентификации, которой активно пользуются в развитых странах, и посредством чего активно продвигал свою политику за рубежом и внутри страны СССР. Для того же американца считается в порядке вещей носить на лацкане флажок США. А для француза – флажок французского флага. Как и для представителей многих других стран, чувствующих за собой их поддержку и ввиду этого полноправно рассчитывающих на уважение к себе в мире в лице окружающих людей. Встретить же сегодня россиянина за рубежом со значком “российского триколора” сегодня можно только во время выездных футбольных матчей и иных спортивных мероприятий или встреч в верхах.
 
Вся же остальная масса выезжающего по тем или иным целям за рубеж населения категорически стремится всеми способами “слиться с толпой”, ничем не выдавая в своем внешнем облике причастность к России. При том, что эти люди, покидающие страну, при любой возможности стремятся нацепить себе на пиджак фрачный знак какой-либо организации, в которой они работают в России или некоторой партии, общественного движения или, на худой конец, общества нумизматов, филателистов или любителей шахмат. Что угодно, но только не государственные символы.
 
И это весьма показательно, как бы кто ни заявлял обратного. Выезжающие за рубеж и ходящие по улицам городов внутри страны россияне … стесняются того, что они – граждане России. Дескать, “это не принято” и “это неудобно” подобным образом указывать на свою государственно-гражданскую сопричастность и принадлежность. При том, что ношение фрачной значковой атрибутики с негосударственной символикой, имеющей различную сопричастность и происхождение, под подобные критерии “непринятости” и “неудобности” не подпадают, поскольку воспринимаются людьми как конкретный признак своей самоидентификации в обществе, ставящий их на определенный уровень в его иерархии или в восприятии их окружающими лицами. Как из числа носящих такие значки, так и не носящих оных по причине отсутствия вовлеченности в любую, даже самую мало-мальски захудалую сферу общественной жизни и как следствие этого, - выпадающих из нее и вынужденных довольствоваться ролью социальных маргиналов.
 
Происходит это в связи с внутренним психологическим отторжением населением страны тех самых государства, власти и общества, в которых оно проживает и в которых оно вынуждено жить, выживать и работать, но в которых оно поставлено в такие условия обитания, что всякая причастность к такому государству и обществу кажется для них лишь вынужденной мерой ввиду своей безальтернативности. В том числе и в части выезда за рубеж или в лучшие регионы для проживания. Т.е. отказ от сопричастности к государственной символики ввиду отказа от ее ношения всегда означает наличие внутреннего протеста и дискомфорта для граждан некоторого государства ввиду необходимости в нем проживания. Что, в частности, проявляется и в готовности принять любую значковую символику и атрибутику, отличную от той, которая ими отторгается, и которая создает пусть и иллюзию, но все-таки некоторой социальной устойчивости, статусности и обеспеченности, с элементом сопричастности к “чему-то более прогрессивному” применительно к быту, карьере и возможностям.
 
Увлечение подобной разноплановой символикой становится сегодня характерным не только для какой-либо конкретной программы или области социальной интегрированности или даже стихийного объединения граждан, но и для всего российского общества в целом. Однако наиболее ярко выражается это не только в распространении принятой корпоративной символики, но и в конкретной демонстрационной принадлежности того или иного человека к определенному кругу лиц, социальной, профессиональной, конфессиональной, учебной и т.д. группам лиц, что выражается в ношении такими людьми так называемых фрачных знаков, коих в последнее время развелось уже даже не несколько десятков, а, как я уже писал, пожалуй, уже несколько сотен, если не тысяч, не говоря уже о ювелирной продукции такого рода, исправно поставляющей на российский рынок все новые и новые комплекты подобных поделок уже в интересах представителей крупных фигур в российской государственной власти, силовых органах или в бизнесе. Однако «стыдливость за свое государство» - это всего лишь один из негативных признаков данного все более усугубляющегося явления.
 
Особенно наглядно описываемое явление проявляется в московском метро в часы «пик» в теплое время года, когда крайне редко можно встретить человека в пиджаке, лацкан которого не был бы украшен каким-нибудь фсб-шным орлом, налоговым щитом с мечом, российским флажком с причудливой и замысловатой литерной символикой, корпоративным знаком или еще каким-то непонятным значком, содержание которого понятно в лучшем случае узкому кругу посвященных, которые их носят. Общество в буквальном смысле слова сегодня на этом помешано. Люди в буквальном смысле воспринимают сегодня себя в глазах общества через принадлежность к той или иной властной структуре или, на худой конец, в объединению ветеранов такой структуры, Или хотя бы к чему-то, чей фрачный значок выглядит весьма внушительно в глазах сторонних обывателей и иных лиц, с которыми им приходится контактировать в обычной жизни. А то и вовсе по спецзаказу имеют место «фрачники» никогда не существовавших организаций, но зато выглядящие так, что даже уровень штандарта Президента РФ им не ровня.
 
В особенности подобные фрачные знаки распространены в среде лиц, в прошлом причастным к спецслужбам и прочим органам правопорядка и иным силовым ведомствам, а также государственной власти, администрации и т.д. Однако носят их не только ветераны и отставники, но и действующие сотрудники. Также и в отношении всех остальных людей, сгруппированных по тому или иному признаку, для которых наличие у собеседника того или иного значимого значка сразу же определяет его статус и отношение к нему.
 
Это, как уже отмечалось выше и как то следует заметить, является весьма тревожным символом. Дело в том, что в нормально развитом или развивающемся обществе подобным вот побрякушкам и символике люди отводят весьма незначительное место в своей жизни, - не афишируя публично свою причастность к какой-либо организации на каждом углу, за исключением случаев, когда того требует этикет или условия некоего собрания. Причастность к группам социального влияния и т.н. «социального круга» или «корпоративного круга» отходит для на них даже не на второй, а на третий планы, - будучи оттесненной конкретной повседневной работой и полноценной жизнью.
 
И только в обществах, где обстановка является нездоровой, где люди вынуждены заниматься не свойственным им делом или работой, оказываться в стороне от того, к чему их готовили или чему они учились, подобное увлечение значками на лацканах, а также различными заколками, брошами, украшениями, запонками и т.д. приобретает большой размах, выходя для таких людей на первый план в сравнении со всем, что есть в их обычной жизни, выдавая тем самым их неудовлетворенность всем происходящим.
 
Это очень опасный признак в обществе. Не столько даже потому, что такие группы представляют собой опасность. Как правило, воинствующих среди этих людей крайне мало. Просто общество начинает дробиться по «цеховому» признаку, костяк которого составляют разуверившиеся в государстве люди, обиженные на это государство, не нужные ему и т.д. А с учетом их наблюдаемого в повседневной жизни количества, - таковых в обществе весьма и весьма немало. В какой-то степени это находит корреляцию с формированием т.н. тайных обществ прошлых столетий, хотя какой-либо связи на сегодняшний день с ними не имеет, да и иметь не может, с учетом истории появления, целей и задач тех обществ. Кроме одной, - формирование замкнутых структур, в которых эти разуверившиеся в своей нужности люди могут считать себя значимыми и полезными.
 
Т.е. государство для них теряет свою привлекательность, а приверженность ему и его интересам заменяется приверженностью к подобным вот корпоративным и прочим группам, обществам, формируемым им кругам общения, традициям вступления и т.д. В общей (как для тех организаций многосотлетней давности, так и нынешних новодельных союзов) ситуации потери доверия к государству, его органам власти, руководству, органам управления и контроля и т.д., что и формирует основу таких тайных союзов, члены которых своими действиями подменяют государство и его систему – как для своих членов, так и для их интересов, лоббируя и достигая их всеми доступными способами, включая образование тайных союзов друг с другом на уровне подобных обществ и т.д. Исключая, естественно, чисто функциональную подачу фрачного знака таким образом окружающим о своей принадлежности к той или иной группе влияния в среде действующих функционеров и сотрудников тех или иных организаций, чтобы случайно не «задеть» кого-нибудь своего. А это уже действительно нездоровая обстановка в обществе.
 
Так что, к сожалению, не всё так однозначно с этим внешне невинным увлечением разнородной фрачной символикой в российском обществе в сочетании с отказом от принятия символики собственной страны, с которой ее население себя никак не ассоциирует.
 
Николай Ю.Романов
----