Вторая ливийская

_2011d232-08-01-m


Вчерашние революционеры могут развязать в Ливии новую гражданскую войну

В ливийской столице и пригородах произошли самые серьезные вооруженные столкновения за все последние месяцы.    Боевики атаковали международный аэропорт Триполи, в результате чего воздушное пространство над столицей было закрыто. А незадолго до этого было совершено покушение на главнокомандующего ливийской армией генерала Халифу Хафтара. Эксперты опасаются, что раздел сфер влияния между контролирующими ливийскую столицу вооруженными отрядами может привести к хаосу, а в перспективе — к новой гражданской войне и распаду страны.  


Дележ власти
Ожесточенные бои в окрестностях международного аэропорта Триполи вспыхнули в ночь на воскресенье. Охранявшие объект ополченцы из города Зинтан отбили нападение. Но боевики из "новой ливийской национальной гвардии", предпринявшие штурм, сумели захватить три автомобиля с закрепленными в кузове крупнокалиберными пулеметами, которые можно использовать в том числе и против воздушных целей. Опасаясь обстрела гражданских самолетов, власти распорядились закрыть воздушное пространство над Триполи. 


  В результате ночного сражения погибли по меньшей мере четыре человека. Перестрелка прекратилась лишь после вмешательства руководителей страны и старейшин нескольких племен. Но в любой момент бои могут возобновиться. "Национальные гвардейцы" заявляют, что не оставят попыток взять под контроль столичный аэропорт. 


  Еще один серьезный инцидент произошел несколькими часами раньше. Боевики установили в Триполи фальшивый блокпост и подкараулили там главнокомандующего ливийской армией Халифу Хафтара. Водитель джипа, в котором находился генерал, сумел вырваться из-под обстрела. Позже поступили сообщения об аресте двух нападавших. 


  Эксперты объясняют всплеск насилия в Триполи обострившейся борьбой за власть между различными группировками бывшей оппозиции. После свержения и убийства Муамара Каддафи у революционеров не осталось общего врага, цементировавшего их союз. Зато появился веский повод для выяснения отношений — дележ власти, а следовательно — нефтегазовых богатств страны. 


  До недавнего времени относительный порядок в Триполи поддерживали "революционные отряды" из Мисураты и Зинтана, оставшиеся там после взятия города в августе. Но в самом начале декабря они были выведены: предполагалось, что безопасность в столице станет обеспечивать местная полиция. Но она явно не справляется с поставленной задачей. В последнее время несколько громких диверсий провели ушедшие в подполье каддафисты. Они атаковали центральную больницу города и совершили нападение на генпрокурора Абдула Азиза аль-Хассади. А теперь вот и новые хозяева страны принялись делить власть с помощью автоматов и пулеметов. 


  Примечательно, что штурм аэропорта и обстрел машины генерала Хафтара произошли сразу после того, как председатель Переходного национального совета Ливии Мустафа Абдул Джалиль объявил всеобщую амнистию бывшим сторонникам Каддафи, в том числе и тем, кто до сих пор не сложил оружия. По мнению аналитиков, этот шаг вполне логичен, поскольку главная угроза миру и стабильности в Ливии сегодня исходит не от каддафистов — потеряв своего лидера, они все еще сильно деморализованы, а кроме того, не имеют ни ясных целей, ни программы действий. Гораздо опаснее для стабильности страны раскол между племенными формированиями, которые на время объединились для борьбы с Каддафи, но так и не преодолели противоречия между собой. 

  Дележ страны


Если новые власти страны не найдут компромисса с вождями племен, контролирующих основные "революционные центры" (Бенгази, Мисурату, Зинтан), конфликт может привести к новой гражданской войне. И на сей раз под угрозой окажется не только стабильность, но и территориальная целостность страны. 


  В отличие от других государств, переживших "арабскую весну" (Туниса и Египта), Ливия достаточно четко делится по региональному и племенному признакам. К тому же области, входящие сейчас в ее состав (Триполитания, Киренаика, Феццан), долгое время существовали обособленно. Если в Ливии разразится межплеменная война, они могут уйти в "свободное плавание", попав под контроль тех или иных мировых и региональных держав, а также соседних государств. 


  За влияние в Ливии конкурируют Катар, Саудовская Аравия, Турция, Франция, Великобритания, Италия. Не стоит сбрасывать со счетов и Египет, который рано или поздно должен оправиться от политических потрясений, а также США, во время войны с Каддафи предпочитавшие оставаться на вторых ролях. 


  Для Москвы же события в Ливии вряд ли могут представлять столь большой интерес, как раньше. Кто бы ни взял верх в нынешнем противостоянии в Триполи, едва ли эти люди предоставят российским компаниям выгодные контракты на ливийском рынке энергоносителей. 
  Екатерина Забродина, Анатолий Максимов


http://www.kommersant.ru/doc/1836363

N L13 декабря 2011
3105
 6.53