AlumniSroies - От московского общежития до нью-йоркской резиденции

Trojka_sml
В сентябре 1956 года (трудно поверить: больше полувека назад!) четыре восемнадцатилетних парня поступили в один из самых знаменитых московских вузов: Институт международных отношений, «кузницу» будущих дипломатов и международников.

Мы прожили вместе почти шесть лет в небольшой комнатке «хрущобы» на Новых Черёмушках – самой окраине тогдашней Москвы. За эти годы мы хорошо узнали радости и заботы, друзей и подруг каждого из своих соседей по комнате. Иногда ссорились, но в целом жили дружным маленьким коллективом.

Должно было пройти больше четверти века, чтобы в ноябре 1989 года трое из нас встретились снова в Нью-Йорке, в элегантном зале приёмов Резиденции СССР в ООН. Радость той встречи и увековечила эта фотография.

Представление её персонажей начну с Сергея Тарасенко, нашего хозяина на той встрече – он сидит в центре. Он всегда был самым зрелым и целеустремлённым из нас. Гордился своим родным городом Липецком, приглашал нас приехать туда. В учёбе он твёрдо нацелился на «главного врага» – США. Сергей первым из нас женился, и его избранницу Зошу мы полюбили почти так же, как его. В своей последующей карьере в московском небоскрёбе МИДа он поднялся почти так же высоко, как само это здание, став помощником первого заместителя министра Кузнецова, а затем и министра Шеварднадзе – последнего министра иностранных дел канувшего в историю СССР. В этом качестве он сопровождал своего начальника всюду, в том числе и на сессии ООН в Нью-Йорке.

Справа от Сергея – Гемден Нямдо, приехавший в Москву прямо из монгольских степей. Он тогда ещё даже не слыхал таких имён, как Шекспир и Гёте, но потом, благодаря железной воле и усердию, стремительно восполнил зияющие пробелы в своих знаниях. В этом ему очень помогала его возлюбленная Навчаа, прозванная нами «Мисс Монголия» (а его в шутку мы называли иногда «маленький Чингиз, большой хам»). Они поженились ещё до окончания до окончания института и уже вместе шли дальше по труднопроходимой дипломатической дороге. Улыбающийся на снимке Нямдо – уже посол своей страны в Вашингтоне.

Автор этих строк, сидящий на снимке слева Дëрдь Рети, рассказал своим старым друзьям о впечатлениях и перипетиях своей дипломатической карьеры в Пекине, Сайгоне и Тиране и о счастливой жизни с любимой женой Анной.  Тогда я ещё не знал, что в конце концoв я всё-таки попаду в Италию, к работе в которой готовился в течение всей своей шестилетней московской учёбы. За свою сравнительно менее успешную дипломатическую карьеру  я постарался утешить себя – и их – рассказом о плодах моих тёплых отношений с богиней истории Клио: звании кандидата исторических наук и многочисленных опубликованных книгах.

Мы весело, в приподнятом настроении вспоминали наше общее прошлое, прошедшие следом годы. Но в наши воспоминания вплелась нота печали и грусти о четвёртом нашем «сокомнатнике», отсутствующем на снимке. Станислав Хабаров, может быть, самый из нас весёлый и достойный любви парень, пришедший в МГИМО прямо с матросской службы, к сожалению, слишком любил алкоголь, и эта любовь трагически рано оборвала его жизнь…

Его памяти и нашей давней и нержавеющей дружбе я и посвящаю этот короткий рассказ.