В последнее время в отечественной и зарубежной прессе активно обсуждается вопрос принятия в США т.н. «Закона Магнитского», призванного ограничить или полностью запретить въезд на территорию США ряда представителей крупного российского бизнеса и высокопоставленных сотрудников государственных служб, подозреваемых или прямо обвиняемых властями США в различного рода коррупционных махинациях, экономических преступлениях, административных злоупотреблениях и т.д.
Предполагается, что согласно данному документу указанные лица, отнесенные к т.н. «списку Магнитского», не смогут въезжать на территорию США, а различные принадлежавшие им финансовые, материальные или любые иные активы на территории данной страны будут автоматически попадать под арест федеральных служб, что сделает невозможным для подобных лиц их использование.
Кроме того, список лиц, первоначально внесенных в данный список, со временем может пополняться, с включением в него дополнительных фамилий как из числа государственных чиновников, так и из числа российских бизнесменов, а также просто неугодных в США лиц из числа российских граждан, тем или иным образом нежелательных к нахождению в этой стране.
При этом, потенциально, в перспективе, на основании данного закона США могут требовать принятия аналогичных действий в отношении включенных в него лиц и на территории других государств, что значительно расширит круг стран (в частности, с включением в него Великобритании, Канады и стран Британского содружества, а также потенциально и Израиля), куда въезд российским персонам «нон-грата» по договоренности с США будет заказан. Тем более, что содержание данного «списка» не будет публичным, равно как и не будет определена процедура внесения в него тех или иных лиц, в результате чего в его составе может в абсолютно любой момент оказаться потенциально любой россиянин, ничего об этом даже и не подозревающий. Равно как и таким же произвольным образом оказаться из него исключенным. Без всяких на то вразумительных объяснений и аргументации. Но с серьезными последствиями фактически для ареста или прямой экспроприации его финансовых средств и иного принадлежащего ему имущества на территории США и указанных стран.
Пока данный закон лишь проходит слушания в Конгрессе, любопытно проследить за реакцией российских СМИ на подготовку к его принятию. Практически все издания называют его дискриминационным, а меры по адекватном «симметричному» или «ассимметричному» противодействию данному документу обсуждаются уже на самым высшем уровне, а не только в кулуарах СМИ. Что выглядит с точки зрения обеспечения интересов российской государственности и будущего России как суверенного образования как минимум очень странно. Но что прекрасно согласуется с позицией, интересами и опасением за свое будущее тех самых коррупционеров и прочих приравненных к ним в рамках «списка Магнитского» лицам.
Связано это в первую очередь с двоякостью сложившейся за последние двадцать лет (в первую очередь материально-финансовой) составляющей российского политического и экономического истэблишмента, заключающейся в политике перевода значительных сумм средств на сохранение и на приобретение имущества в развитые страны мира, и в первую очередь – в США, Канаду, Великобританию, страны Британского содружества и Израиль.
Накопленный объем средств на банковских счетах в этих странах, а также в подконтрольных им в политическом отношении оффшорах, позволяет властям США и Великобритании довольно успешно контролировать любые действия крупных российских чиновников и бизнесменов, так или иначе вовлеченных в процесс перераспределения российских государственных денежных средств и валютных доходов от экспорта в свою пользу, а также в различные коррупционные и полукриминальные схемы присвоения денежных средств населения и мелкого и среднего бизнеса. Поскольку даже самого незначительного намека на перспективу заморозить счета в банках для таких лиц по универсальному предлогу борьбы с коррупцией и отмыванием денег, к международному соглашению о котором присоединилась и Россиия, бывает достаточно для того, чтобы сделать сговорчивым кого угодно в российских политических, финансовых и экономических кругах, а также в структурах государственного аппарата. Тем более, что эти лица не особенно и возражают против такого отношения к себе, будучи даже в известной степени довольны своеобразной «опекой» и «защитой» со стороны иностранных государств, которые в любой момент в случае необходимости можно использовать себе на пользу в России или когда эту страну им приходится покидать. Как говорится, - раз предав чьи-либо интересы, человек живет предательством уже всю оставшуюся жизнь.
Вот почему уже без малого 20 лет угроза лишения доступа к выведенным за рубеж денежными средствами и приобретенными на них активами вплоть до недавнего времени являлась универсальным инструментом обеспечения интересов США, Великобритании и ряда иных развитых стран в качестве эффективного средства давления на Россию и ответственных представителей ее власти. Исключением из списка которых становились только те лица, которые по тем или иным (но традиционно и всегда – «политическим») причинам были вынуждены покидать Россию по причине заводимых против них в стране уголовных дел. В отношении них никакие ограничения уже не применялись, чтобы не отбить у остальных охоты к продолжению такого «сотрудничества» в виде обеспечения лояльности в обмен на неприкасаемость иностранных активов и замораживания ведения против таких лиц разного рода судебных разбирательств в отношении проводимых ими сомнительных операций уже за пределами России.
Очевидно, что такое положение дел прекрасно устраивало власти на Западе, также и полностью устраивало до недавнего времени представителей российской коррумпированной административно-бюрократической элиты, политических и общественных деятелей, а также крупных предпринимателей (ровно до тех пор, пока иностранные власти закрывали глаза на выводимые из России средства, вкладываемые в экономику западных стран). Однако это в наименьшей степени соответствовало интересам собственно России как страны, ее государственности, ее народа, восстановления ее экономики, стабилизации и оздоровлению внутренней системы управления государством, ее культуре и образованию, социальной политике и здравоохранению и т.д., являвшихся по сути в разных формах лишь инструментами извлечения прибыли из страны административно-бюрократическим аппаратом, властными и силовыми органами, связанным с ними криминалитетом и представителями недобросовестных бизнес-структур как государственного, так и частного характера.
Любые власть имущие в России в первую очередь стремились обеспечить будущее себе и своим семьям … на Западе, обеспечивая перевод активов из страны за рубеж, и в первую очередь – в США, Канаду, Израиль и Великобританию, обеспечивающих максимальный иммунитет таким лицам в случае их преследования в России по вопросам совершенных ими преступлений экономического или криминального характера. При этом – страдала только Россия, ее государственность, ее прошлое и будущее, становившиеся лишь предметом разнородного торга со стороны таких людей во властных структурах, осуществлявших в различных формах разнородную торговлю суверенитетом в пользу иностранных держав с определенным процентом за эту деятельность в свой карман. Вне зависимости от того, являлись ли переводимые за рубеж средства результатом получения и накопления административной ренты внутри России или платой и «откатами» за различные услуги, послабления, «закрывания глаз» и т.д. на международном уровне. Не говоря уже о результатах коммерческой деятельности внутри страны, перераспределения государственных средств, отмывания доходов, «уводах» и т.д.
Что изменится сегодня в связи с принятием закона, закрепляющего действие пресловутого «списка Магнитского» ? В первую очередь, - и это активно проявляется уже последние месяцы, - российские бизнесмены и все обладатели тех или иных вложений в экономику США активно выводят из страны свои средства. В любых направлениях, - от развитых стран и неподконтрольных США оффшоров, до республик бывшего СССР. Причем, достигается и обеспечивается это любым способом, - в частности, даже и с потерями для себя. С единственной целью – обеспечить вывод максимального объема средств вплоть до того момента, когда соответствующий закон будет принят, и фамилия абсолютного любого российского гос.чиновника или бизнесмена сможет оказаться в нем в любой момент без всякой на то аргументации. Причем, сделано это будет не публичным образом, а сами указанные лица окажутся лишь случайным образом поставленными перед фактом о том, что их капиталы, имущество и объекты вложения средств теперь подпадают под действие ареста в соответствии с указанным законом на территории США. Причем, все обращения в судебные инстанции на территории этой страны заведомо обречены на неудачу ввиду особого характера действия данного закона. Т.е. выведшие свой капитал из России в США богачи становятся заложниками собственного богатства и имущества на территории этой страны. Как в случае легальности выведенного капитала, так и в случае нелегального и противозаконного характера его происхождения в России и за рубежом.
Очевидно, что такая перспектива не устраивает никого из той разношерстной породы людей, что в течение долгих лет выводили из России капиталы в США. И которые сегодня вынуждены серьезно озадачиться вопросом его сохранения и перевода в другие страны. И именно результатом их реакции и является та шумиха и истерия в российских и иностранных СМИ, которую мы можем наблюдать сегодня. Поскольку перевод капитала требует времени, а в условиях современной финансовой системы предполагает серьезную аргументацию финансовых агентов и причинах таких действий, не говоря уже о невозможности оперативной мобилизации средств, вложенных в различные ценные бумаги и т.д. И чем быстрее реализуется данный процесс, тем большую цену за него приходится платить. Тем более, что суета и активность процесса вывода средств незамедлительно может быть использована властями США против их обладателей в качестве аргументации в обосновании их причастности к российской коррупционной верхушке и нелегально приобретенных и выведенных средствах. В результате чего в действие вступят уже другие законы об отмывании доходов, полученных преступных и иным нелегальным путем, соблюдать которые обязалась, в частности, и Россия.
Также очевидно, что теперь эти лица не смогут себя спокойно чувствовать не только за пределами США, но и в любых других экономически развитых странах (а также и в странах третьего мира), на которые потенциально США могут оказать давление в соответствии со «списком Магнитского». При том, что речь будет идти не о сотнях российских чиновников-коррупционеров и связанных с ними бизнесменов, а о десятках тысяч таких людей. Т.е. под ударом оказывается вся коррумпированная административно-бюрократическая система власти в России, все без исключения ее представители и ставленники, все ангажированные ей лица, а также связанные с ней представители преступного мира и деловых кругов. А также рядовые граждане. Денежные средства и активы которых в любой момент могут оказаться арестованными на основании суверенного права США принимать на своей территории любые законы, какие руководство данного государства посчитает нужным. Вне зависимости от объемов этих средств. И вне зависимости от роли этих людей в каких-то коррупционных отношениях и причастности к ним. Что формирует механизм дополнительного давления на таких лиц, - в том числе и за счет склонения их к сотрудничеству с США и их сателлитами на любом уровне бюрократической иерархии и в любой сфере деятельности, в качестве полноценно контролируемых агентов влияния.
Именно поэтому исключение из этого перечня по понятным причинам и составят лица, лично лояльные США и их союзникам, а также лично неугодные США лица, в отношении которых США будут вести игру на их выдавливание из российской административно-бюрократической системы. Поскольку если о человеке будет заявлено, что он не включен в «список Магнитского», то в складывающейся ситуации он будет рассматривать коллегами по высшему политическому истэблишменту в стране в качестве лица, тем или иным способом активно сотрудничающего с властями США (поскольку доказать обратное будет проблематично) и как следствие этого, подлежащему остракизму за нелояльность системе. Т.е. помимо своей основной функции закон еще и открывает широчайшие просторы для различного рода манипуляций и игр США как с подконтрольными им в России агентами влияния, так и с элементами воздействия на неугодных им людей в российской политической системе, - как в части склонения их к сотрудничеству и вербовки путем неприкрытого материально-денежного шантажа, так и путем определенного рода репрессий за невыполненные, но взятые на себя и уже оплаченные обязательства (что, собственно, и являлось основой пресловутого «дела Магнитского»). Не говоря уже о российских бизнесменах, коррупционерах и политиках, которым придется искать новые гавани для размещения своих капиталов.
И вот как раз последнее обстоятельство является в данном случае исключительно важным. Связано это с тем, что ввиду угрозы распространения действия на них закона о «списке Магнитского» практически везде на территории всего земного шара, - не говоря уже о возможности введения подобных законов в отношении россиян и иностранных граждан и другими странами, - единственным местом, где капиталы российских коррупционеров и предпринимателей смогут считаться в относительной безопасности, окажется … сама Россия. Т.е. страна, в которой они имеют необходимый вес и влияние, в которой занимают серьезные должности и в которой могут контролировать ситуацию, - в отличие от западных государств, где они вынуждены подчиняться местному законодательству. Страна, которую они по большому счету активно обирали последние двадцать лет, делая непригодной для проживания и потенциально неспособной к выживанию на современной политической арене, - за счет разнородной торговли государственным суверенитетом как в экономической, так и в политической плоскости.
Все, что в такой ситуации будет от них требоваться – это удержаться у власти. А добиться этого можно будет только одним – полной и безоговорочной лояльностью коррумпированной административно-бюрократической системе власти в стране в целом. До тех пор, пока тот или иной коррупционер и связанные с ним лица будут сохранять свою лояльность системе, довольствуясь лишь тем, что им в рамках нее положено в качестве административной ренты, тем с наибольшей степенью вероятности они могут быть уверены в своем будущем. Как и в будущем своих семей. В том, что их средства не будут арестованы, а имущество – конфисковано. В отличие от развитых стран, в которых действие «списка Магнитского» сделает истребывание этих средств, - в случае включения в данный список того или иного российского чиновника, бизнесмена или иного представителя системы, - практически невозможным.
Результатом этого, как то ни парадоксально, станет консолидация внутрироссийской бюрократии, укрепление российской государственности, обеспечиваемое ее представителями, а также различного рода «закручивание гаек» административного, экономического и финансового характера с целью обеспечить стабильность системы власти, ее представителей, а также возможность наследования такой власти ее новыми поколениями в лицей новых коррупционеров, их детей, внуков, родственников, ставленников, назначенцев, лояльных им лиц и т.д. При том, что подобное «приведение в порядок» вынужденным образом окажет влияние и на восстановление не только российской государственности, но и всех областей жизни в стране. Т.е. приведет к тому, о чем много и безуспешно дискутируют между собой различные затрапезного вида общественные деятели в потертых костюмах. А именно – к возрождению страны. Экономическая, военная и финансовая мощь которой, состояние ее населения, его здоровье, организованность, материальное и духовное процветание, а также обеспеченность разного рода ресурсами и восстановление промышленности и самостоятельного автономного или полуавтономного экономического потенциала будут являться залогом сохранения коррумпированной бюрократии своих позиций. Поскольку в этом случае никакие «списки Магнитского» им будут не страшны. Т.к. в своей стране каждый сам хозяин.
Так что по большому счету россиянам следует благодарить американскую сторону за мероприятия в рамках активного проталкивания и приема данного «списка». Сложно даже сказать, являлся ли автором данной идеи сам ее создатель, или же она была ему предложена закулисным образом для принятия российской стороной за хорошее вознаграждение. Поскольку очевидно, что лучшего средства обуздать коррупцию и бегство капитала за рубеж из России просто нельзя было и придумать. Вне зависимости от того, была ли идея принятия такого закона принята американцами самостоятельно, или это была блестящая многоходовая операция российских спецслужб, действовавших через агентов влияния на уровне высшего политического истэблишмента в США, в частности, через бывшего руководителя "Эрмитаж Кэпитал", - либо действовавшего добровольно, либо за приличное вознаграждение, либо будучи шантажируемым перед лицом американского соббщества за свои "похождения" в России в областях, никак не связанных с бизнесом, но серьезно порицаемых в США в моральном плане, что делает для таких лиц конец их политической и деловой карьеры неизбежным.
А те средства, что были выведены из страны, теперь всеми правдами и неправдами начнут в нее возвращаться. Работая как на ее благо, так и на ее возрождение. Да и сами коррупционеры и связанные с ними лица теперь будут много аккуратнее, чем раньше, как на уровне внутригосударственной, так и внешней политики. Поскольку залогом их будущего после принятия закона о «списке Магнитского» будет будущее России, а не тех государств, куда они до этого активно выводили средства, рассчитывая на «виллу с голубым бассейном» на старость лет для себя и своих детей- когда их должности перейдут от них к другим лицам.
Комментарии
Показать все комментарии