Поздравляем Ю.П.Симонова (Вяземского) с юбилеем!



5 июня свой юбилей отмечает заведующий кафедрой мировой литературы и культуры, главный редактор журнала «Концепт: философия, религия, культура» Ю.П.Симонов (Вяземский). Коллеги поздравляют Юрия Павловича с днем рождения!
«Дорожки», которые мы выбираем, или несколько мыслей в связи с юбилеем Юрия Павловича Симонова
«...дорожка выберет вас!» — этой фразой нередко завершают пролог председатели ареопага в программе «Умницы и умники» (участник или «агонист», занявший первое место, выбирает одну из трех дорожек; тот, что на втором месте — выбирает из двух, ну тот самый третий, кому и адресована приведенная выше фраза).
Юрий Павлович Симонов, основатель и незаменимый ведущий телевизионной всесоюзной гуманитарной олимпиады школьников «Умницы и умники», свои «дорожки» всегда выбирает сам!
Сын великих родителей — Ольги Сергеевны и Павла Васильевича, выдающегося ученого-психофизиолога и биофизика. О родителях своих Юрий Павлович всегда говорит с особой теплотой и любовью. Вот однажды об отце: «Он был удивительным ученым, сделавшим ряд выдающихся открытий. Самое главное открытие отца — это то, что невозможно понять человека, невозможно понять его поступки, если мы не постараемся выяснить, какие потребности им движут: биологические, социальные, духовные, познавательные. Но у каждого человека есть еще то, что отец назвал „доминантой жизни“ — это главенствующая потребность. Вот у отца такой доминантой жизни была наука...»
Мама, Ольга Сергеевна, была удивительным педагогом: «Она преподавала английский язык, преподавала по старой системе, где мощная грамматика, где закладываются основы... Главное, она удивительно умела находить подход к человеку». Оказывается, в фильме «Баламут» (лента снята в 1978 году на киностудии имени Горького), где Юрий Павлович был консультантом, есть сцена, взятая из опыта преподавания... его мамы! Помните пожилую преподавательницу, принимающую экзамен у слабого в английском студента Петра Горохова, принесшего преподавателю в подарок рыбу? Учитель изображает рыбака, дублируя английскую речь жестами: берем червяка, насаживаем на крючок, забрасываем... Вот так «на пальцах» объясняла студентам свой предмет и Ольга Сергеевна.
Любимая сестра — великолепная Евгения Симонова, которую мы хорошо знаем по ролям в фильмах «В бой идут одни старики», «Обыкновенное чудо», уже упомянутому «Баламуту»; многочисленным театральным работам. «Я быстро сообразил, что моя младшая сестра мне полностью принадлежит. И так как с детства мечтал стать актером, Женечка должна была участвовать во всех представлениях, которые дома устраивались...» Возможно, именно так предопределялась судьба, «дорожка» будущей народной артистки России, лауреата Госпремии СССР?
Кажется, «дорожка» в мир Большого искусства и Большой науки была для Юрия Павловича предопределена!
Однажды у Юрия Павловича спросили: в каком веке, в какую эпоху вы сами хотели б жить? «У меня таких эпох три. Это Афины, V век до Рождества Христова. Город, где жили три величайших трагика: Эсхил, Софокл и Еврипид. На таких гениев — по веку на каждого надо бы!.. А великие философы, а строители? А политики? А еще маленький мальчик бегает по улице — сын повитухи и каменотеса, Сократ зовут... Вторая эпоха — это Флоренция, где тоже великие художники, великие скульпторы, и все — сразу! И третья — это Санкт-Петербург. Тот город, который можно назвать Санкт-Петербургом. Где гуляя по городу, можно встретить и Пушкина, и Толстого, и Достоевского. В современном Петербурге я даже Блока не встречал!..»
Ощущение, что Юрий Павлович гуляет, с интересом «бродит» по разным эпохам, культурным слоям, путешествует по разным временным «дорожкам» часто возникают на его лекциях. А еще на страницах его прекрасных книг... Что взять... с гения?
К слову: весьма любопытный тезис выдвинул Юрий Павлович в одной из программ, когда речь зашла о «титанах литературы». «По моей системе, это те, кто, во-первых, сформулировал новое литературное мышление. А во-вторых, создал школы. И многие последующие писатели утверждают: я у него учился!
Так вот: в Англии один титан — Шекспир, в Испании один — это Сервантес, один в Германии — Гёте. А в России титанов — аж два с половиной! Это Толстой, это Достоевский. А „половина“ — это Чехов. У Антона Павловича как прозаика мировой школы нет; но когда мы говорим о театре, то человек, хотя бы чуть-чуть понимающий театральное искусство, согласится: весь европейский театр вырос из Чехова!»
Говорить о путях-«дорожках» нашего юбиляра можно бесконечно.
Дорогой Учитель! С Днем рождения Вас! Оставайтесь как можно дольше таким же энергичным, жизнеутверждающим! Продолжающим выбирать свои «дорожки» и помогающим с выбором нам, Вашим ученикам!
Многая и благая лета Вам!
 
декан Факультета международной журналистики