Марина Жигалова-Озкан - гендиректор компании Disney в России. Родилась 11 мая 1971 года в Москве. Окончила факультет международных экономических отношений МГИМО и бизнес-школу Гарвардского университета. Начинала карьеру финансовым аналитиком. В медиабизнесе с 2004 года — замгендиректора «Проф-Медиа». С апреля 2006 года — гендиректор Disney в России. Замужем, воспитывает сына.
«Наши отношения с Первым каналом не изменятся»
— Марина, московский смог нарушил Ваши планы, и Вы отменили презентацию телеканала. Я слышала, что готовилось нечто грандиозное.
— Запустить канал нам смог и жара не помешали. Он удачно стартовал вчера ровно в 6 вечера. Перенос презентации был тяжелым решением. Мы хотели устроить большой красивый праздник. Позвали в гости Микки и Минни, чтобы они пообщались с нашими маленькими гостями. Но ситуация действительно очень тяжелая не только в Москве, но и во всей стране, и мы перенесли мероприятие. Думаю, что мы его проведем ближе к осенним школьным каникулам.
— Где и как можно смотреть канал?
— Это кабельное ТВ. Канал уже в первое время будет доступен 4,5 миллионамсемей в России. Соответственно, мы будем включены в пакеты всех крупных кабельных и спутниковых операторов, таких, например, как «НТВ-Плюс».
— Но еще полтора года назад Вы планировали купить сеть телеканалов и сделать канал общедоступным. Сделку тогда не одобрили, и Вы отказались от этой идеи.
— Мы тогда с пониманием отнеслись к такому повороту дела и приняли решение делать кабельный канал.
— Какие шоу будут идти в эфире и какова доля российских программ?
— Первое время голливудских шоу будет, конечно, больше, но мы планируем активную работу по производству собственных программ. С первых дней на телеканале появится наш сериал «Приколы на переменке». Часть серий мы уже показали на телеканале Jetix и получили первую реакцию зрителей. Сериал им понравился. Своими силами мы производим новостные и познавательные программы. Ведут их наши, российские дети.
— Я видела на презентации фрагмент шоу «Приколы на переменке». Честно скажу, проект не произвел на меня впечатления. Мне он показался наигранным и искусственным, но понравился мультик про чудаков-изобретателей «Финес и Ферб». Что на канале Вы сами смотрели бы с удовольствием?
— Я думаю, дело в том, что целевая аудитория «Приколов на переменке» — дети 7–12 лет. Хотя сериал сделан в жанре ситкома. Мне самой он очень нравится. Он понравился и детям: они в нем узнают себя и свои проблемы. Это приятно. Мне тоже очень нравится «Финес и Ферб» — смешно, динамично и есть о чем подумать. Он учит хорошим вещам. Тому, что нужно мечтать, что каждый день в жизни очень важен. И еще это хороший образец новой диснеевской анимации.
— Как простому ребенку стать ведущим на телеканале?
— Последний год мы провели много кастингов и в агентствах, и в театральных студиях, объявляли конкурсы для всех желающих. В итоге получилась отличная команда, где есть и профессиональные юные актеры, и 7-8-летние дарования, о которых пока еще никто не знает.
— Ребенок какого возраста считается «старым» для Disney?
— У нас есть разные передачи. Есть и те, которые взрослые ведут. Например, в утреннем блоке «Узнавайка» ведущая уже далеко не школьница. Но я не знаю, насколько она сама готова говорить о своем возрасте.
— Кристина Агилера, Бритни Спирс и Джастин Тимберлейк выросли из «Клуба Микки-Мауса». Ваш канал станет кузницей поп-артистов?
— Мы очень надеемся, что российский канал Disney станет не просто еще одним телеканалом, а лучшим другом российских семей, а его ведущие будут любимы не только детьми, но и взрослыми.
— Сетка канала построена таким образом, что утром его смотрят малыши, а к вечеру может подключиться и взрослая аудитория. Вы рассчитываете на серьезный процент взрослых?
— Если коротко описать концепцию: нас смотрят вместе. Причем в течение всего дня. Утро — для школьников, которые собираются на учебу. Потом блок для малышей, которые остаются дома с мамами. Это познавательные, образовательные программы. Следом — блок для тинейджеров, которые вернулись с учебы. Например, сериалы «Ханна Монтана» и «Волшебники из Вэйверли-Плейс», которые уже хорошо показали себя на СТС. Что очень важно для этих сериалов — в них всегда присутствуют не только дети, но и их родители. И там обыграны такие ситуации, которые могут возникнуть в любой семье. И родители, и дети могут найти в этих сериалах решение.
— Но пока дети и родители преимущественно американские. В компании Disney много табу, касающихся лексики и поведения героев. Будут ли действовать американские правила в России? Как вы следите за словами?
— Здесь мы абсолютно созвучны с глобальным брендом Disney. Никогда у нас не будет нецензурной лексики и откровенных сцен. Вообще есть одно правило, которое все объяснит. Когда дети и родители смотрят канал Disney вместе, то ни первые, ни вторые не испытывают чувства дискомфорта или неловкости друг перед другом из-за того, что происходит на экране.
— Будет ли на канале классика Уолта Диснея — «Бэмби», «Белоснежка», «Король Лев»? Или хитовые новинки типа «Истории игрушек», «Корпорации монстров», кинохиты, например «Зачарованная»? Как в таком случае будут строиться отношения с Первым каналом? У кого будет право первой ночи на показ классики и новинок?
— Наши отношения с «Первым» не поменяются. Мы же пока кабельный канал, и, конечно, все большие голливудские блокбастеры зрители сначала увидят на «Первом» и СТС, с которыми у нас существует договор. Все хиты, которые прошли в их эфире, — и «Вольт», и «ВАЛЛ-И», и «История игрушек» — вы увидите и у нас. Плюс к этому, конечно, будет блок «Классика Disney», где мы покажем короткометражки про Микки и его друзей и классические мультфильмы вроде «Белоснежки».
— А прямая реклама или спонсорство?
— Будет и то, и другое, уже сейчас заключено много контрактов. Тем более что наша цель — окупаемость и прибыль.
«Приятно работать с людьми, которые умнее меня»
— За какие еще линии бизнеса Disney вы отвечаете в России?
— В глобальном Disney есть семь стратегических территорий, и Россия — одна из них. Наша задача в России и СНГ — управлять всеми направлениями бизнеса. Это все, что связано с дистрибуцией кино. Этим мы занимаемся вместе с Sony и являемся в этой области лидерами рынка.
В 2009 году мы начали локальное производство и выпустили первый российский фильм Disney «Книга мастеров». Он собрал в России хорошую кассу, получил несколько международных призов, и в ближайшее время картина будет показана на больших фестивалях в Великобритании, США и Австралии. Мы этим очень гордимся.
Сейчас у нас в разработке большое количество собственных проектов, и мы не останавливаемся на жанре киносказки. Это и молодежные комедии, и фантастика, и приключения. Мы знаем, что наши дети любят капитана Джека Воробья, принцесс Disney и Молнию МакКуин, но, когда к героям Disney присоединяются Баба-яга и Кощей Бессмертный, это совсем другая эмоциональная составляющая. Теперь в нашей компании есть замечательный режиссер Владимир Грамматиков. Он креативный продюсер и активно работает с авторами, формирует пакет фильмов, которые мы будем снимать в России.
Далее. Мы производим цифровой контент — например, мобильные игры, которые находят распространение по всему миру. Занимаемся музыкальными театральными постановками.
Есть еще направление — медиадистрибуция. Мы продаем и лицензируем наш контент телеканалам, мобильным операторам, интернет-компаниям.
Большое направление — лицензирование потребительских товаров. Очень важно, что сейчас мы стараемся увеличить количество товаров, произведенных именно в России.
— В прошлом году команда российского офиса была признана лучшей в мире среди офисов компании Disney. Поделитесь секретами создания команды. Как объединить людей и сделать работу эффективной? Каких людей Вы берете на работу?
— Это Disney magic (магия Disney. — «Труд»).Отношения с головным офисом очень теплые, позитивные. Когда меня пять лет назад приглашали на работу, все пришлось создавать с нуля. Одной из самых сложных вещей была расстановка приоритетов. С чего начать? Как себя ограничить и сфокусироваться на чем-то одном? Ведь Disney — это же столько всего интересного.
Сегодня мы уже крупный игрок во многих направлениях, а строилось все по кирпичику. У меня была возможность собрать команду единомышленников, которые получают удовольствие от того, что они делают. И, что особенно важно, в нашей компании вообще нет равнодушных людей, которые просто ходят в офис. Я получаю удовольствие от общения с коллегами, и мне тем более приятно работать с людьми, которые умнее меня.
— Какие слова для вас важны на собеседовании? Может, человек должен прийти в костюме медвежонка Винни, чтобы показать свое неравнодушие?
— Конечно, если человеку все равно, работает он в Disney или в какой-нибудь другой компании, наверное, нам с ним не по пути. Работа в нашей компании требует большой эмоциональной отдачи. Человек должен быть открытым, уметь работать в команде, прислушиваться к чужому мнению и — одно из главных качеств — быть готовым познавать что-то новое.
— В офисе есть дресс-код?
— Пожалуй, да. Но сложился он совершенно случайным образом. Практически каждый день я вижу в офисе сотрудников в чем-то с диснеевской символикой, чаще всего в майке с мультипликационным принтом. Все происходит исключительно по воле вдохновения сотрудника. Но это очень приятно. На самом деле у нас распространен повседневный стиль — casual. Работа креативная, команда тоже, поэтому жестких требований нет.
— Но Вы всегда строго одеты. Вне работы майку с Микки-Маусом наденете?
— Я и на работу иногда в ней хожу! У меня много таких маек. Мне нравятся майки с Микки в стиле ретро. Еще мне симпатичны созданные российскими дизайнерами Валентином Юдашкиным и брендом Viva Vox майки с Минни.
«У детей два понятия — интересно и неинтересно»
— Ваш любимый диснеевский герой?
— Сложный вопрос. Уже всех их очень люблю!
— А на кого Вы хотели быть похожей в детстве? Минни?
— Что вы! Конечно, как и любая девочка, я хотела бы быть принцессой.
— При этом в Вашейкарьере был этап, когда Вы работали замгендиректора Северо-Западного пароходства. Звучит как «женщина-пожарник», а не как «принцесса». Я говорю о том, что Вашакарьера начиналась и продолжается по-мужски. Что Вы можете сказать о своем характере?
— Сейчас уже сложно разделить мужские и женские позиции. Но могу сказать, что я точно получаю удовольствие от работы. То, чем я занимаюсь, по сути, связано с семьей. У меня есть сын Дениз, ему семь лет. Поэтому все, что я делаю, для меня абсолютно понятно — почему, зачем, для кого.
— Вы тестируете на сыне какие-либо новые проекты?
— Конечно! Я спрашиваю его мнение. Ведь дети мыслят абсолютно нестереотипно, искренние и четко все воспринимают. Для них есть два понятия — интересно и неинтересно. Дети — наши важные измерители и ценители. Они мгновенно замечают то, над чем мы могли бы еще неделю думать: «Э-э, похоже, здесь чего-то нет. Только чего?»
— Что сейчас интересно Вашемусыну?
— Мы перешли в разряд супергероев. Его еще манят «Пираты Карибского моря», но он уже ближе подобрался к команде Marvel — Халк, Железный человек, Супермен, которые с этого года тоже являются частью нашей большой семьи Disney. Сейчас Дениз дружит с Человеком-пауком. А 1 сентября он пойдет в школу. Великое событие! Дневник, тетрадки и карандаши — все в символике Человека-паука.
— Вы вообще успеваете его воспитывать? Как построить работу, чтобы оставалось время на семью?
— Повторю: то, что я делаю, — очень семейная история, это не исключает семью, а, наоборот, вовлекает. Вне работы я стараюсь, чтобы меня ничто не отвлекало от ребенка. То, что я и мой муж — очень занятые люди, делает наше общение с ребенком гораздо более качественным.
— Вас можно застукать где-нибудь в Диснейленде катающейся на аттракционе? Какой Вашлюбимый?
— Обожаю Диснейленд! Мы с сыном там не один раз были и обожаем быстрые гонки. Самый любимый аттракцион — Star Track. Четыре-пять раз подряд можем прокатиться.
— Что в работе и жизни Васбольше всего раздражает, а что больше всего радует?
— Меня раздражает непорядочность и нечестность. И, наоборот, радует порядочность. Причем это касается не только профессиональных качеств. Порядочность — она везде работает. Если у человека есть внутренние правила отношения к другим людям, это видно и в семье, и на работе.
— Можете ли Вы назвать себя успешным человеком?
— Сложно говорить про саму себя... Могу сказать, что я очень счастлива.
Источник: газета «Труд», №146/2010