А.И. Денисов (МЭО 74). Взгляд на модернизацию России из Министерства иностранных дел.

Андрей Иванович Денисов – первый заместитель министра иностранных дел РФ с апреля 2006 г. Родился в 1952 г., окончил МГИМО МИД СССР. В системе МИД России – с 1992 г., занимал различные дипломатические должности в центральном аппарате и за рубежом. В 1997–2000 гг. – директор Департамента экономического сотрудничества. В 2000–2001 гг. – посол России в Арабской Республике Египет. В 2002–2004 гг. – заместитель министра иностранных дел. В 2004–2006 гг. – постпред Российской Федерации при ООН. Отмечен государственными наградами. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Кандидат экономических наук. Владеет китайским и английским языками. Женат, имеет дочь.

СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА

– Андрей Иванович, когда зародилась традиция встреч Президента с дипломатами и распространена ли такая практика за рубежом?

 – С начала XXI века встречи с Президентом Российской Федерации регулярно проходят на Смоленской площади каждые два года в формате совещания послов РФ в различных странах. И в этом году такая встреча планируется по традиции на середину года. По срокам совещание совпадает с приездом наших послов и постпредов в отпуск, хотя прямой привязки к этому нет. На совещании традиционно выступает Президент страны, а также руководители ведущих экономических ведомств, в частности Минэкономразвития и Минфина России. Важная часть совещания – заседания секций по различным направлениям нашей работы. Например, секции по взаимодействию с международными организациями, по развитию отношений на пространстве СНГ, экономической и публичной дипломатии, а также страновые и региональные секции.

Встречи актива нашего министерства с руководителями государства уже в российский период нашей истории проводились и раньше. Борис Николаевич Ельцин бывал в министерстве и выступал перед нашими дипломатами. Но на упорядоченную, плановую основу эти встречи были поставлены десять лет назад при Президенте Российской Федерации Владимире Владимировиче Путине. В этом году мы во второй раз ждем в министерстве Дмитрия Анатольевича Медведева. Рассчитываем, что он выступит по ключевым, животрепещущим вопросам внешней политики и функционирования нашей дипломатической службы. Подобные встречи – широко распространенная международная практика. Разумеется, в каждой стране есть своя специфика: где-то они проводятся на регулярной основе, где-то – по мере необходимости. Интересен опыт приглашения на подобные встречи зарубежных дипломатов и руководителей дипломатических служб.

– Вы планируете его использовать?

– Пока непосредственно таких планов нет, но отчего бы не подумать о такой практике на будущее. Ведь главное ожидание зарубежной аудитории связано с выступлением Президента, главы государства, в котором, как правило, высказываются интересные идеи или по-свежему ставятся внешнеполитические вопросы.

– К предыдущим встречам с Президентом были приурочены публикации Первой (2000 г.) и Второй (2008 г.) редакций Концепции внешней политики Российской Федерации. К нынешней встрече с учетом серьезных сдвигов на мировой арене, становления полицентричной международной системы министерство разрабатывает новый концептуальный документ?

– В прямом смысле слова мы такого концептуального открытого документа в этот раз не готовим. Вторая редакция Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденная в 2008 году, – документ по определению долговременный, рассчитанный на перспективу и не зависящий от политической конъюнктуры. Руководство государства не видит необходимости вносить в него коренные изменения. К тому же правительством принят ряд серьезных документов, напрямую не затрагивающих сферу внешней политики, но так или иначе отражающих и эти вопросы. К примеру, мы являемся соучастниками реализации Внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 года, Транспортной стратегии и Энергетической стратегии на период до 2030 года и целого ряда других концептуальных документов. Безусловно, мы хотели бы на этом совещании провести определенную «инвентаризацию» планов на внешнеполитическом направлении и наметить ориентиры дальнейших действий.

ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

– На предыдущей встрече в МИД Президент Дмитрий Медведев особый интерес проявил к молодым дипломатам. Как пополняются ряды МИД?

– По мере усложнения процессов глобального развития, все большего переплетения экономических и политических задач, роста влияния гражданского общества на формирование внешней политики дипломатическим службам различных стран, в том числе и Российской Федерации, для соответствия духу времени приходится перестраиваться. Наша дипломатическая служба – уже давно не кастовый корпус, а абсолютно открытая система. Сохранены лишь высокие квалификационные требования к соискателям. Ныне мы привлекаем на службу выпускников примерно 17 вузов России, обладающих надежным рабочим знанием как минимум двух иностранных языков.

Дипломатическая работа нашего загран- и центрального аппарата строится все более сбалансированно на всех «этажах» международного общения, от обеспечения встреч президентов и премьер-министров и их участия в крупнейших международных мероприятиях до содействия в решении вопросов обычных граждан, в огромном количестве выезжающих за рубеж. Чрезвычайно важна работа по облегчению визового режима в отношениях со странами и регионами, а также по юридическому обеспечению условий пребывания наших граждан за рубежом.

– В условиях отмены обязательной регистрации россиян за границей в наших консульствах помогать им, видимо, непросто...

– Это конституционное право наших граждан. Но постановка на учет в консульстве зачастую нужна им самим. Ведь гораздо проще содействовать нашим гражданам в решении возникших проблем, имея представление о них и зная, с кем в их интересах можно связаться. Мы также можем лишь рекомендовать нашим гражданам, когда в той или иной стране происходят неблагоприятные события, воздержаться от поездок или ограничить их. Я бы посоветовал внимательно прислушиваться к таким рекомендациям. Наши посольства, как правило, сравнительно небольшие по численности, работают в строгих нормативных рамках, установленных как страной пребывания, так и нашими внутренними инструкциями, базирующимися на российском законодательстве. Все в этих рамках используется для обеспечения интересов как государства и отдельных его представителей (в лице органов власти или хозяйственных структур, компаний), так и отдельных граждан, выезжающих за рубеж.

СОДЕЙСТВОВАТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ

– Попавшая в мае в прессу якобы разработанная в недрах МИД «Программа эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития Российской Федерации» как-то приурочена к встрече с Президентом или это фальшивка?

– Оставим это на совести тех, кто без разрешения публикует неведомо как добытые документы. Скажу о более важном. Главный, определяющий развитие нашей страны на годовую перспективу политический документ – Послание Президента Федеральному Собранию. Оно всегда содержит основные политические установки, внешнеполитические ориентиры. Последнее (осень 2009 г.) Послание содержало ряд принципиально важных установок главы государства на придание нашей внешней политике большего прагматизма и результативности в деле содействия общему «перенацеливанию» вектора нашего развития на модернизацию и создание условий для инновационного рывка. МИД не мог остаться в стороне от этих программных установок. Мы постоянно думаем над приданием нашей внешней политике большей результативности именно в плане подчинения всей нашей деятельности задаче модернизации страны.

– МИД ведь и раньше этим занимался. В обиход даже вошли выражения «дипломатическое сопровождение бизнеса», «экономическая дипломатия»...

– Сегодня речь идет о постановке этой работы на системную и прагматичную основу. Мы даже разработали, главным образом для себя, критерии эффективности. Систематизации поддаются рост товарооборота, приток инвестиций в экономику, уменьшение степени риска в осуществлении внешнеэкономической деятельности, снижение рогаток и барьеров, зачастую политических, ограничивающих наш выход на ряд внешних рынков. Критерии – это и продвижение наших интересов в международных организациях, прежде всего экономического, торгово-политического профиля, и создание более благоприятного имиджа нашей страны, прежде всего инвестиционного, экономического, партнерского. Для этого проводятся вполне конкретные внешнеполитические мероприятия.

– В контексте содействия всесторонней модернизации России появились ли какие-то новые аспекты работы МИД с регионами страны?

– В последнее время мы работаем с регионами достаточно эффективно. Проводим презентации их экономического и инвестиционного потенциала как в Москве, на базе Дома приемов МИД, куда приглашается иностранный дипломатический корпус, так и за рубежом с использованием возможностей российских посольств. Насколько мы знаем, руководство регионов и бизнес-сообщество весьма положительно оценивают эту форму работы.

– Возвращаясь к критериям эффективности работы МИД, как разделить результаты, достигнутые благодаря работе внешнеполитического и внешнеэкономического ведомств?

– Зачем разделять? Надо не делить, а умножать и складывать! Хороший политический климат в отношениях и прогрессирующее развитие торговых и инвестиционных связей взаимозависимы. Говоря о развитии политических отношений, мы всегда подразумеваем, что для их прочности необходимо подвести материальную базу в виде делового сотрудничества. Делая ставку на деловое сотрудничество, понимаем необходимость хорошего политического климата, снижения внешнеполитических рисков. В практическом плане мы тесно взаимодействуем с партнерами в других ведомствах, прежде всего в Минэкономразвития. В подготовке их программных документов есть доля и нашего участия. И наши документы в части, касающейся экономических отношений, безусловно, готовятся с учетом наработок наших партнеров. Мы нацеливаем наших представителей за рубежом, посольства и торгпредства (там, где они есть) на совместную реализацию общих задач. Это относится и к работе в таком важном инструменте практического осуществления внешнеэкономических связей, как межправительственные комиссии. Их деятельность – это прежде всего забота Министерства экономического развития, но в страновом разрезе обеспечение деятельности правительственных комиссий требует и активного участия МИД. Годами наработаны способы совместного продвижения за рубежом экономических интересов России.

– Внешнеполитический сезон 2009/2010 годов оказался богат на встречи в многосторонних форматах – «Группа восьми», «Группа двадцати», БРИК и РИК... Есть ли у МИД шкала приоритетов в проводимой Россией многополярной дипломатии?

– Во всех этих структурах роль МИД велика или головная. Хотя в «Группе двадцати», сравнительно новом международном институте, первоначально созданном для решения вопросов по выходу из финансового и экономического кризиса, лидируют Минфин России и другие экономические ведомства и структуры. Но и МИД активно участвует в этой работе. Ни в одном из форматов нет соперничества, ибо реализация государственной политики и государственных интересов всегда имеет интегрированный характер. Говорить о приоритетах многополярной дипломатии, наверное, не совсем практично. БРИК, РИК – это явление сравнительно новой «сетевой дипломатии». Сей термин, в полной мере еще не привившийся даже в политологическом сообществе, подразумевает создание «групп по интересам» для реализации общих устремлений в международных политических или экономических вопросах. Эти механизмы взаимодействия политических руководителей государств созданы для обсуждения прежде всего интересующих их вопросов. Они не имеют устойчивых структур, секретариатов, постоянно действующих органов.

Поскольку заговорили о приоритетах, то главный и безусловный приоритет для нас – это Содружество независимых государств (СНГ). Это страны нашего непосредственного окружения, наши «родственники», с которыми мы долго жили под одной крышей. Ныне живем в разных домах, но зачастую с соприкасающимися стенами. В 2011 году грядет 20-летний юбилей СНГ, совпадающий с 20-летием прекращения существования Советского Союза. Праздник с оттенком грусти. Ибо, как было удачно сказано, тот, кто не жалеет об СССР, лишен сердца, а тот, кто думает, что СССР можно восстановить, лишен ума. Так что давайте смотреть вперед и отмечать 20-летие СНГ, которое, несмотря на естественные сложности, связанные с развитием наших государств, а порой и привносимые искусственной политизацией отдельных сторон нашей жизни, существует и будет существовать впредь как полезный и нужный всем странам-членам механизм.

ФАКТОР ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

– Порой кажется, что G20, G8 подвинули СНГ на задворки российской внешней политики...

– Я бы так не сказал. В разных форматах решаются разные вопросы. В СНГ речь идет о значительно более практических областях сотрудничества, близких к хозяйственной жизни, да и просто к жизни людей. Есть стратегия экономического развития и концепция экономического сотрудничества, план ее реализации на пространстве Содружества, в которой так или иначе участвуют все государства СНГ. Имеются набор многочисленных отраслевых соглашений (порядка 70) и орган отраслевого сотрудничества – Совет. В основе экономического сотрудничества всегда лежит интерес. Никаких рычагов искусственного затягивания в интеграционный процесс нет и быть не может. Это всегда осознанный выбор государства. Поэтому реализация интеграционных возможностей на пространстве СНГ – это дело самих стран.

– В российском экспертном сообществе интенсивно обсуждаются проблемы «пространственного развития России». Как МИД выстраивает политико-географический баланс?

– Географический фактор как во внутренней, так и во внешней политике учитывался всегда. Для евразийской России, являющейся по протяженности границ самой большой страной мира, он особенно важен. Поэтому отношения с нашими соседями выстраиваются так, чтобы они способствовали сбалансированности, в том числе географической, нашего внутреннего развития. Приступая к реализации проектов в различных частях Российской Федерации, правительство рассматривает их как «точки роста» с активным использованием внешнего фактора. Назову лишь две. Сочинская Олимпиада в 2014 году и мероприятия в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, включая саммит во Владивостоке, в 2012 году. Казалось бы, частные задачи, в одном случае – спортивная, в другом – внешнеполитическая и внешнеэкономическая, связанная с участием России в международном форуме. Однако они фактически становятся факторами роста и регионального развития с активным использованием международного сотрудничества.

– В каких пределах МИД и его загранучреждения могут способствовать развитию российского бизнеса?

– Наше министерство по определению не может вмешиваться в коммерческую деятельность, в обсуждение условий реализации сделок. Это табу для нас. Поддержка же по государственной линии – это наши прямые служебные обязанности, ибо невозможно отделить интересы государства от интересов отдельных экономических операторов. Ведь интересы государства в экономической области и складываются из суммы интересов этих самых экономических операторов на том или ином рынке. Другое дело, что нельзя допускать ситуации искусственного конфликта интересов из-за содействия одной компании в ущерб другой. Поэтому, конечно, нам было бы проще и эффективнее работать, знай мы заранее о планах, выстраиваемых компаниями в отношении страновых рынков, где им конкретно нужен толчок, с точки зрения прямой поддержки реализуемого ими проекта. Ведь есть общепринятая международная практика объявления тендеров, в ходе которых иностранные диппредставительства в рамках имеющихся у них возможностей связываются с органами государственной власти и лоббируют интересы своих компаний.

В свете задач инновационного развития страны в этой практике появляются новые элементы. Сегодня уже нужны не просто цифры товарооборота, привлеченных инвестиций, нужно и качество роста. Мы придирчивее и разборчивее смотрим на те отрасли, куда вкладываются деньги. И своими методами стараемся как-то стимулировать приток инвестиций в области, определяющие научно-технический прогресс. Прежде всего, это информационные технологии, машиностроение, производство новых материалов, химия... Конечно, никто не забывает и о традиционных областях, ставших торговой маркой России. Это в первую очередь отрасли топливно-энергетического комплекса. Но и там методами дифференцированного стимулирования нужно стремиться повысить, скажем, степень переработки извлекаемого сырья, перевод этой переработки на новый технологический уровень. То есть здесь все важнее становится качественная сторона дела, а не просто цифры.

Источник: журнал "VIP-Premier"

Watrik Watrikovich29 апреля 2011